Правильное образование одарённых детей

ребенок у доски с формулами математикВашего ребёнка называют одарённым? Пророчат ему огромное будущее? Конечно, в такой ситуации легко растеряться, ведь если к воспитанию обыкновенного малыша мы хоть нас хоть как-то готовят, то о воспитании и тем более образовании настоящего вундеркинда мы практически ничего не знаем.

В данной статье мы поможем вам разобраться в этой неординарной ситуации и дать вашему малышу такое образование, которого он заслуживает.

Каких детей называют одарёнными?

малыш с ноутбуком Характерной чертой одаренных детей является раннее, спонтанное появление определенных предрасположенностей, высокий уровень подготовленности в определенной сфере деятельности. Очень важно распознать способности ребёнка и соответствующим образом стимулировать его развитие.

Допустим, вашему малышу исполнилось пять лет. Он ещё очень маленький, но уже умеет грамотно писать и читать, успешно выучил два языка и подружился ещё с двумя, а также изучил основы математики на уровне программы нескольких лет начальной школы.

девочка формулы на стенеВ такой ситуации легко распознать маленького гения. Но что если малыш не проявляет заинтересованности ни в чём, кроме одной своей страсти?

Например, представьте, что ваш ребёнок любит складывать и умножать числа, ему легко даются формулы, возведение в степень, квадратный корень, дроби и логические головоломки, он интуитивно понимает язык математики и свободно его использует.

девочка пишет мелом формулыНо при этом сын или дочь совершенно не может запомнить простейшие правила русского языка. Тут уже многие родители могут решить, что ребёнок развивается неправильно.

И уж совсем сложная ситуация, когда предрасположенности ребёнка даже не выявлены, и родители даже могут считать, что их ребёнок — отстающий, в то время как, на самом деле, он просто ещё не показал своих настоящих способностей.

Как выявить одарённого ребёнка?

Сформулировать однозначное описание одарённого ученика сложно, потому что они не составляют однородную группу.

Обычно они рассматриваются как дети, имеющие врожденную предрасположенность действовать определенным образом и быть при выполнении задач более эффективными, показывать лучшие результаты, чем их сверстники.

Поймите, Если ребёнок родился одарённым, это не означает, что они останутся с ним навсегда. В ходе обучения одарённые дети проявляют качества, которые педагогу и родителям необходимо подтверждать постоянным развитием и стимулировать ребёнка к обучению.

К таким качествам относятся:

ребенок у маркерной доски

  • любопытство и познавательная активность, проявляющаяся в том, чтобы задавать множество вопросов и формулировать теми для обсуждения;
  • проницательность и любознательность;
  • высокий уровень логического мышления, умение ассоциировать, рассуждать;
  • открытость ко всему новому;
  • проницательность и наблюдательность;
  • способность быстро учиться;
  • широкий спектр знаний — особенно в интересующей ребёнка сфере;

малышка играет в шахматы

  • самостоятельное получение знаний;
  • способность концентрироваться;
  • быстрый темп обучения;
  • оригинальность мышления,
  • богатый словарный запас, беглость речи;
  • критическое отношение к информации, стремление к её проверке;
  • независимость в формулировании суждений и мнений.

Характеристики одарённого ребенка в разные временные периоды

2-3 года

ребенок в шляпе колледжа

  • интересуется прочитанными ему сказками, книгами, просмотренными мультфильмами, комментирует их содержание;
  • концентрируется на конкретной деятельности в течение длительного времени;
  • выявляет особый интерес к конкретным областям;
  • предпочитает играть со взрослыми и детьми постарше;
  • имеет богатый словарный запас, правильно говорит на «взрослом» языке, употребляет сложные предложения;

малышка играет в кубики

  • любит демонстрировать свои навыки;
  • играет с игрушками, предназначенными для детей старшего возраста;
  • умеет пользоваться электронными гаджетами;
  • рано начинает проявлять интерес к чтению;
  • добивается интереса со стороны взрослых.

3–4 года

мальчик на столе с ноутбуком

  • стремится к развитию уже приобретенных навыков;
  • любит обсуждать различные темы, задаёт много вопросов и ожидает от взрослых ответы, много разговаривает;
  • интересуется чтением, знает буквы;
  • задаёт вопросы о содержании книг, говорит о собственных мыслях и наблюдениях после прочтения;

дети за пианино

  • может спорить и старается убеждать в своей правоте;
  • пытается читать и писать самостоятельно;
  • может планировать свои действия;
  • уже придумывает и реализует собственные идеи.

4–6 лет

девочка пишет сама

  • читает и пишет самостоятельно;
  • всерьёз интересуется отдельными областями знаний, владеет терминологией этой области;
  • рассуждает логически, приходит к логическим умозаключениям;
  • выдвигает гипотезы и теории в интересующих его сферах;
  • понимает концепцию чисел и математических процедур;
  • обладает обширными знаниями о различных фактах и ​​событиях;

мальчик играет на скрипке

  • умеет или старается самостоятельно искать информацию, использует цифровые гаджеты;
  • склонен мыслить абстрактно;
  • может проявлять способности в игре на музыкальных инструментах, в шахматы;
  • часто играет на музыкальном инструменте, в шахматы,
  • интересуется устройством машин и других технологий;
  • соревнуется в играх со старшими.

Правильно обучение одарённых детей

юный химикСогласно исследованиям, около 14% одаренных детей имеют различные типы расстройств: эмоциональное, поведенческое и другие. Из-за существования данных проблем одарённых детей даже могут считать отстающими.

На практике также случается, что некоторые учащиеся, считающиеся одарёнными, попросту не используют свои способности и достигают худших результатов, чем обычные ученики.

По оценкам психологов, это явление может затрагивать до половины одаренных учеников.

Знайте, если учитель будет видеть ребёнка только через призму недостатков, это может привести к дальнейшим трудностям в развитии и функционировании одарённых учащихся.

Поэтому учебный процесс требует особого подхода к выявлению способностей детей:

девочка читает книгу

  • педагогические наблюдения во время работы в классе, включающие в себя выявление сильных сторон, возможных проблем, интересов, мотивации к обучению и других качество ребёнка;
  • наблюдение за проявлением ребёнком его сильных сторон в различных школьных ситуациях (учёба, музыка, танцы, спорт, организационная работа и др.);

ребенок думает

  • профилактические беседы с учениками — например, о том, как они проводят свободное время, о семейной ситуации, личных планах и интересах;
  • анализ результатов обучения, тестов, оценок, экзаменов (но помните, что они не всегда отражают реальный потенциал ребёнка), достижений в соревнованиях, а также мнения других учителей и специалистов.

Сложности одарённого ребёнка при обучении

дети занимаются химическими опытамиВопреки ожиданиям многих родителей, чаще всего, главной трудностью для одарённого ребёнка при обучении становятся не педагоги, а другие дети.

В младшем возрасте особых проблем обычно не возникает, разве что у одаренного ребенка обычно интересы отличаются от интересов сверстников, поэтому иногда им сложно найти общий язык во время игры.

Куда сложнее становится в школе, когда особые способности ребенка и специфика его интересов могут вызвать у сверстников отвращение и ревность, которые в последующие годы могут перерасти в агрессию.

Данную проблему можно решить несколькими методами:

ребенок за книгамиНайти более подходящее и высокое по рангу учебное образование. Но это не всегда решает проблему, поскольку корень зла часто лежит в неприспособленности школьной образовательной среды, ориентированной на учеников со средними способностями, под специальные образовательные запросы одарённого ребёнка.

Подать заявку на внеклассные занятия или попросить учителя назначать ему дополнительные задачи во время уроков. Однако у учителя не всегда есть время и силы, чтобы дополнительно заботиться о ещё одном ребёнке.

Кроме того, слишком большая индивидуализация обучения может привести к тому, что ребёнок будет оторван от основной контрольной группы, то есть, от своего класса, с которым он будет проводить слишком мало времени.

ребенок сосредоточенно смотритПеревести ребёнка на домашнее обучение и занятия с репетитором. Но это непременно нарушит его социализацию.

Обеспечить поступление ребёнка в специализированное учреждение для одарённых детей. Этот вариант является наиболее эффективным с точки зрения баланса между правильной социализацией ребёнка и развитием его врождённых навыков.

Такие учреждения обладают подготовленным педагогическим составом, особым распорядком и ритмом занятий, набором врачей и психологов с соответствующей подготовкой.

Но важнее всего то, что вероятность того, что ребёнок подвергнется давлению со стороны сверстников, в такой школе будет значительно меньше, поскольку в школе для одарённых он не будет являться «белой вороной».

Почему стоит рассматривать специальные учебные заведения для одарённых детей?

ребенок поварИтак, чтобы одарённый ребёнок получил максимально соответствующее его потребностям образование, не имел проблем с социализацией и находился в комфортной для себя среде, он должен обучаться в классе, состоящем из таких же детей, как он.

Это должно быть такое место, где увлечения ребенка будут стараться развивать, но при этом и давать ему нужные знания из других отраслей.

На это есть две причины:

ребенок и учитель понимают друг друга1. Обучение в среде одарённых сверстников значительно улучшит уровень образования ребёнка. Классу не придётся повторять один и тот же материал снова и снова, тратя драгоценное время одарённых детей.

Вместо этого предельное внимание будет уделяться их настоящим способностям, что означает, больше учебного материала и больше профильных знаний на темы, которые действительно важны ребёнку.

2. Постоянное взаимодействие с детьми, похожими на него самого, не позволит одарённому ребёнку чувствовать себя отчужденным и непохожим на своих друзей. Рядом с ним всегда будут люди, которые его понимают и разделяли его интересы.

Одаренные дети усваивают знания быстрее, чем их сверстники, и нуждаются в других методах обучения, поэтому традиционное деление на классы, в которых критерием принадлежности является биологический возраст, в их случае не имеет смысла.

Видео: личный опыт матери одаренного ребенка

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: