Дети и забота о природе. Экологическое образование детей
Необходимость экологического образования обусловлена сложившейся неблагоприятной ситуацией в окружающей среде.
Из-за выбросов промышленных предприятий, большого количества автомобильного транспорта, увеличения темпов строительства, вырубки лесов, скверов и парков загрязненным стал воздух.
Из-за появления нефтяных разводов на поверхности воды, тяжелых металлов, радиоактивных веществ, ядохимикатов и соли ухудшилось качество водного пространства. Резко обеднели флора и фауна.
Экологическое образование детей
Экологическое образование детей — это воспитание в детях понимания, любви к окружающему миру и бережного отношения к нему.
К.Д.Ушинский считал, что знакомство с природой способствует развитию воображения и логического мышления, внимания и любознательности, развитию умения наблюдать за окружающим миром. Его рассказы учат детей замечать разные явления природы, дают реальные знания о ней.
Познакомьте сына или дочь с творчеством Ушинского, например, прочитав вместе рассказы:
- «Петушок с семьей»;
- «Утренние лучи»;
- «Четыре желания» и др.
Экологическое образование детей выполняет следующие задачи:
- приобщает их к экологической культуре;
- формирует основы экологического миропонимания;
- способствует формированию представлений о природе, их расширению, углублению;
- развивает у детей познавательные умения (анализировать, прогнозировать, делать выводы);
- вовлекает детей в экологическую деятельность;
- совершенствует природоохранную деятельность;
- обогащает опыт детей взаимодействием с природой: с растениями, животными и объектами неживой природы;
- учит правильно отдыхать, находясь на природе.
Г. Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» говорил, что основным принципом воспитания должно быть согласие человека с природой.
Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Формы и методы экологического образования
В детском возрасте основы экологических знаний усваиваются значительно продуктивнее. Дети очень любознательные, им все интересно, они задумываются над любыми явлениями, задают множество вопросов, придумывают свои объяснения многим явлениям.
В процессе экологического образования и воспитания используются методы:
1. Наглядные
Это наблюдение, а наглядный материал: картинки, макеты, плакаты и т.п. С его помощью ребенок уже со второго года жизни начинает изучать внешние характеристики природных объектов (цвет, размер, форму, строение, запах и др.)
Подкрепляют знания выезды на природу с детьми!
И приобретает навыки познания, преобразования природы (ухаживает за животными, растениями, рисует и сочиняет рассказы на основе наблюдений).
Наблюдения помогают сформировать правильное осознанное отношения к природе.
2. Практические
Это моделирование, игры, опыты, эксперименты, они направлены на формирование познавательного интереса к природе. Они развивают наблюдательность, мышление детей. Ребята учатся рассуждению, сравнению, установлению причинно-следственных связей, подведению итогов.
Малыши с радостью принимают участие в практической деятельности (например, уже с трёх лет с ребенком можно проводить опыты по выращиванию растений, включать его в работу по уходу за птицами и домашними питомцами, по высадке саженцев на клумбы и грядки).
Занимайтесь всем, что способствует повышению интереса к явлениям природы.
3. Словесные
Это рассказы, беседы и произведения литературы о природе. Эффективность данных методов обусловлена потребностью детей в общении. При правильно составленном диалоге трехлетний ребенок учится понимать причинно-следственные связи в природе, обобщать и делать выводы.
С помощью беседы определяется отношение ребенка к животным и растениям, а так же к человеку.
Уже начиная с первого года жизни особое внимание стоит уделить играм на природе, т.к. это основной и любимый вид деятельности у детей.
Их условно можно разделить на:
Дидактические (уточнение, расширение, обобщение знаний о природе)
Малюткам можно предложить игру «Найди: куда спрятался…?» Показываете игрушку-цветочек, рассказываете все о нем, а затем прячете и просите найти. Или же для этого возраста «Покажи…».
Берете либо домашнее животное, либо игрушку. Показываете и рассказываете все о нем, в доступной для этого возраста форме. Потом просите: » Покажи у котика глазки! Где у него хвостик?..» Конечно, малыш не с первой игры будет все показывать, но в памяти это будет откладываться.
Чем старше ребенок, тем игры сложнее.
Настольные (систематизация, классификация знаний)
Например, вы кладете перед ребенком большие карточки с изображением котенка и медведя, а вокруг — маленькие картинки с домашними и дикими животными.
Задача ребенка распределить всех животных в две группы.
При этом объяснить выполнение задания, и в чем отличие домашних и диких животных. Такую игру можно предлагать уже с 4-х лет.
Cловесные, подвижные, соревновательные (закрепление знаний).
К примеру: группа делится на три команды.
В игровой зоне рассыпаются игрушечные фрукты, овощи, ягоды. Каждая команда на скорость должна собрать тот урожай, который будет указан в задании.
Такая же игра прекрасно подойдёт для учащихся 1-2 классов как этап урока естествознания.
Игры-путешествия.
В процессе экологического воспитания используются следующие формы работы:
- обучение (занятия в детском саду, либо уроки в школе);
- экскурсии (дети всегда в восторге от посещения заповедников, музеев природы, дендрариев и т.п.);
- праздники («Цветов», «Урожая», «Осени» и пр.);
- труд (вместе посадить дерево, сделать скворечник, покормить зимой птиц);
- познание природы в повседневности (идя с ребенком в сад, школу, попросить понаблюдать за птицами или муравьями, рассказать какую-то интересную информацию о них);
- выставки;
- конкурсы, олимпиады.
Для нас, взрослых, есть большая возможность, чтоб слепить из дитя человека, любящего и бережно относящегося к живой и неживой природе. Мы должны только найти для этого время и желание.
Видео: экологическое образование дошкольников
Важные вопросы
С раннего дошкольного возраста ребенку нужно рассказывать в доступной форме о необходимость беречь природу и показывать это на личном примере.
Однозначно, да. Ребенок учится тому, в первую очередь, что видит у себя в дому.
Большинство малышей любят мультфильмы и сказки. Можно сделать подборку на экологическую тематику и вместе с ними посмотреть, а потом обсудить.
Как вариант, воспитатель/учитель может организовать выставку детско-родительских поделок "Сбережем зелёную ель" в преддверии Нового года.
Начальным этапом в реализации этой деятельности может быть совместное с ребенком выявление причин экологических проблем.