Дети и забота о природе. Экологическое образование детей

дети на природе смотрят через лупуНеобходимость экологического образования обусловлена сложившейся неблагоприятной ситуацией в окружающей среде.

Из-за выбросов промышленных предприятий, большого количества автомобильного транспорта, увеличения темпов строительства, вырубки лесов, скверов и парков загрязненным стал воздух.

Из-за появления нефтяных разводов на поверхности воды, тяжелых металлов, радиоактивных веществ, ядохимикатов и соли ухудшилось качество водного пространства. Резко обеднели флора и фауна.

Экологическое образование детей

Экологическое образование детей — это воспитание в детях понимания, любви к окружающему миру и бережного отношения к нему.

К.Д.Ушинский считал, что знакомство с природой способствует развитию воображения и логического мышления, внимания и любознательности, развитию умения наблюдать за окружающим миром. Его рассказы учат детей замечать разные явления природы, дают реальные знания о ней.

Познакомьте сына или дочь с творчеством Ушинского, например, прочитав вместе рассказы:

  • «Петушок с семьей»;
  • «Утренние лучи»;
  • «Четыре желания» и др.

Экологическое образование детей выполняет следующие задачи:

дети у воды

  • приобщает их к экологической культуре;
  • формирует основы экологического миропонимания;
  • способствует формированию представлений о природе, их расширению, углублению;
  • развивает у детей познавательные умения (анализировать, прогнозировать, делать выводы);

жук на детской ладони

  • вовлекает детей в экологическую деятельность;
  • совершенствует природоохранную деятельность;
  • обогащает опыт детей взаимодействием с природой: с растениями, животными и объектами неживой природы;
  • учит правильно отдыхать, находясь на природе.

Г. Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» говорил, что основным принципом воспитания должно быть согласие человека с природой.

Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Формы и методы экологического образования

В детском возрасте основы экологических знаний усваиваются значительно продуктивнее. Дети очень любознательные, им все интересно, они задумываются над любыми явлениями, задают множество вопросов, придумывают свои объяснения многим явлениям.

В процессе экологического образования и воспитания используются методы:

1. Наглядные

мальчик и девочка смотрят с вершины горыЭто наблюдение, а наглядный материал: картинки, макеты, плакаты и т.п. С его помощью ребенок уже со второго года жизни начинает изучать внешние характеристики природных объектов (цвет, размер, форму, строение, запах и др.)

Подкрепляют знания выезды на природу с детьми! 

И приобретает навыки познания, преобразования природы (ухаживает за животными, растениями, рисует и сочиняет рассказы на основе наблюдений).

Наблюдения помогают сформировать правильное осознанное отношения к природе.

2. Практические

мальчик идет по огородуЭто моделирование, игры, опыты, эксперименты, они направлены на формирование познавательного интереса к природе. Они развивают наблюдательность, мышление детей. Ребята учатся рассуждению, сравнению, установлению причинно-следственных связей, подведению итогов.

Малыши с радостью принимают участие в практической деятельности (например, уже с трёх лет с ребенком можно проводить опыты по выращиванию растений, включать его в работу по уходу за птицами и домашними питомцами, по высадке саженцев на клумбы и грядки).

Занимайтесь всем, что способствует повышению интереса к явлениям природы.

3. Словесные

дети разного возраста на пледе на листьяхЭто рассказы, беседы и произведения литературы о природе. Эффективность данных методов обусловлена потребностью детей в общении. При правильно составленном диалоге трехлетний ребенок учится понимать причинно-следственные связи в природе, обобщать и делать выводы.

С помощью беседы определяется отношение ребенка к животным и растениям, а так же к человеку.

Уже начиная с первого года жизни особое внимание стоит уделить играм на природе, т.к. это основной и любимый вид деятельности у детей.

Их условно можно разделить на:

Дидактические (уточнение, расширение, обобщение знаний о природе)

дети ловят в сачокМалюткам можно предложить игру «Найди: куда спрятался…?» Показываете игрушку-цветочек, рассказываете все о нем, а затем прячете и просите найти. Или же для этого возраста «Покажи…».

Берете либо домашнее животное, либо игрушку. Показываете и рассказываете все о нем, в доступной для этого возраста форме. Потом просите: » Покажи у котика глазки! Где у него хвостик?..» Конечно, малыш не с первой игры будет все показывать, но в памяти это будет откладываться.

Чем старше ребенок, тем игры сложнее.

Настольные (систематизация, классификация знаний)

девочка настольная играНапример, вы кладете перед ребенком большие карточки с изображением котенка и медведя, а вокруг — маленькие картинки с домашними и дикими животными.

Задача ребенка распределить всех животных в две группы.

При этом объяснить выполнение задания, и в чем отличие домашних и диких животных. Такую игру можно предлагать уже с 4-х лет.

Cловесные, подвижные, соревновательные (закрепление знаний).

дети собирают ягоды в корзинуК примеру: группа делится на три команды.

В игровой зоне рассыпаются игрушечные фрукты, овощи, ягоды. Каждая команда на скорость должна собрать тот урожай, который будет указан в задании.

Такая же игра прекрасно подойдёт для учащихся 1-2 классов как этап урока естествознания.

Игры-путешествия.

В процессе экологического воспитания используются следующие формы работы:

дети в пшеничном поле

  • обучение (занятия в детском саду, либо уроки в школе);
  • экскурсии (дети всегда в восторге от посещения заповедников, музеев природы, дендрариев и т.п.);
  • праздники («Цветов», «Урожая», «Осени» и пр.);
  • труд (вместе посадить дерево, сделать скворечник, покормить зимой птиц);

поделки из природных материалов

  • познание природы в повседневности (идя с ребенком в сад, школу, попросить понаблюдать за птицами или муравьями, рассказать какую-то интересную информацию о них);
  • выставки;
  • конкурсы, олимпиады.

Для нас, взрослых, есть большая возможность, чтоб слепить из дитя человека, любящего и бережно относящегося к живой и неживой природе. Мы должны только найти для этого время и желание.

Видео: экологическое образование дошкольников

Важные вопросы

С какого возраста нужно начинать приучать ребенка к бережному отношению к природе?

С раннего дошкольного возраста ребенку нужно рассказывать в доступной форме о необходимость беречь природу и показывать это на личном примере.

Необходимо ли заниматься экологическим образованием детей в семье?

Однозначно, да. Ребенок учится тому, в первую очередь, что видит у себя в дому.

Если дети не хотят слушать беседы и рассказы о природе и необходимости бережного отношения к ней, как донести важность этого вопроса?

Большинство малышей любят мультфильмы и сказки. Можно сделать подборку на экологическую тематику и вместе с ними посмотреть, а потом обсудить.

Как организовать совместную (учреждение образования-ребенок-родитель) работу по экологическому образованию?

Как вариант, воспитатель/учитель может организовать выставку детско-родительских поделок "Сбережем зелёную ель" в преддверии Нового года.

Что может послужить "отправным пунктом" в экологическом образовании?

Начальным этапом в реализации этой деятельности может быть совместное с ребенком выявление причин экологических проблем.

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: