Личность ребенка в образовании

дети в школе радуютсяРодители – это фундамент для развития личности ребенка, но половину своей жизни ребенок проводит в школе. Учителям нельзя снимать себя ответственность за то, каким ребенок вырастет в итоге.

К сожалению, очень часто эти моменты забываются, что приводит не только к тирании, но и к подавлению подрастающего человека. Работа каждого учителя должна быть нацелена на полное раскрытие потенциала личности.

Только индивидуальный подход и общение с ребенком приведут к взаимопониманию и доверию.

Навыки общения

Одна из основных задач школы – адаптация ребенка в коллективе.

учитель у доски

Если учитель ставит себя не только, как профессиональный педагог, но открывается с позиции друга и соратника, ребенку будет проще находить общий язык с малознакомыми людьми.

учитель с учеником у доски

Если же учитель ставит себя заведомо выше, у ребенка появится страх перед теми, кто старше, и от этого страха очень сложно избавиться.

Более того, этот момент раз и навсегда определит его положение в классе. Дети, над которыми издеваются в школе, страдают от этой травмы и во взрослой жизни, что выливается в алкоголизм, замкнутость и фобийность. Такие люди часто не могут построить карьеру и завести семью.

Помните! Атмосфера в классе напрямую влияет на успеваемость и самочувствие ребенка.

В любых издевательствах в школе и конкретном классе виноваты исключительно педагоги, так как именно они и допускают подобные инциденты, оставляя обидчиков безнаказанными.

учитель общается с учениками

Навыки общения начинают формироваться с первого учебного дня. Часто бывает так, что ученика не любят просто без причины, элементарная личная неприязнь, в этом случае именно родители должны взять ситуацию под свой контроль.

учитель перед классом объясняет детям

Никогда не поздно сменить школу, если у ребенка не получается выстроить отношения с одноклассниками и педагогами. Игнорирование проблемы никогда не доведет до добра, имейте это в виду.

Ярлыки и эффект Пигмалиона

ребенок суперменМногие школы часто применяют методы, определяющие отдельных учащихся как более успешных, что автоматически относит остальных детей к числу «аутсайдеров». Когда это происходит, ребенок может принять или отвергнуть нанесенный на него ярлык. На этом этапе в силу вступает так называемый эффект Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона – феномен, при котором ребенок старается соответствовать присвоенному ему ярлыку.

Вследствие этого дети перестают учиться и делать уроки, так как статус им уже присвоен. Если же подобные ярлыки не навешивать, ребенок обязательно будет хотеть стать лучше, проявляя искреннее рвение.

Помните, что ярлыки основаны не на интеллекте ребенка, а на завышенных ожиданиях школы в отношении ученика. По этой причине детям с синдромом дефицита внимания очень сложно находиться в таком обществе. Ярлык неудачника может закрепиться за ним до старших классов.

Исследование, проведенное в 1960-х годах, доказало, что тема ярлыков всегда работает именно в этом направлении.

учитель и дети в классе

В начале исследования учителя начальной школы были проинформированы о том, что пятеро из их учеников оказались «отстающими в учебе» и что более ранний тест предполагал, что к концу года они превзойдут своих одноклассников.

дети поднимают руку на уроке

Однако учителя не знали, что ученики были выбраны случайным образом. Тем не менее, в конце учебного года эти ученики превзошли своих одноклассников, эксперимент подтвердил, что высокие ожидания учителей заставили испытуемых более ответственно относиться к учебе.

Они стали выполнять все тесты на отлично, всегда выполнять домашнее задание и усерднее работать на уроках.

Формирование личности

Школы несут ответственность не только за получение знаний, но и за формирование черт характера ребенка.

учитель с детьми у доски

Именно здесь дети могут научиться уважению, состраданию, порядочности и сочувствию. Все начинается с элементарных правил – попросить разрешения выйти или поднять руку на уроке, чтобы спросить – это и есть та самая основа, которую педагог обязан правильно преподнести ребенку.

учительница занимается с ребенком

Не стоит забывать, что в первую очередь дети берут пример со своих родителей, а задача школы верно скорректировать их взгляды. Самый распространенный пример – это дети из неблагополучных семей, перевоспитанием которых и занимаются учебные заведения.

Определение пристрастий и интересов

Опыт ребенка как в классе, так и за его пределами может определить его дальнейшие увлечения, хобби и интересы, которые в итоге помогут в получении высшего образования.

Например, если химия, будет полностью отсутствовать в школьной программе, ни один из учеников не сможет развить в себе любовь к науке. Но учитель может вызвать интерес к этому предмету, поощряя детей фантастическими экспериментами с химвеществами и оборудованием.

дети в музыкальной школе

Некоторые школы предоставляют отдельные кружки и секции для внеклассных занятий, что формирует ребенка как маленького специалиста в определенной области.

дети в футбольной команде

Допустим, ученики, интересующиеся спортом, могут стать частью футбольной команды и добиться неплохих результатов и успехов в спорте.

Все эти аспекты формируют у ребенка искреннюю заинтересованность и развивают профессионализм. Порой внеклассные занятия даже более полезны, чем стандартные школьные уроки.

Мышление, ориентированное на обучение

В то время, как некоторые дети любят осваивать новые навыки и заниматься различными видами деятельности, другие предпочитают играть с игрушками, в результате чего желания учиться не наблюдается даже со временем.

дети и учитель веселятся

Чтобы привить ребенку любовь к знаниям, родителям рекомендуется отдавать своих детей в дошкольные учреждения. Это не только принесет им новый опыт, но и научит ответственно подходить к поставленным задачам.

учительница в классе улыбается

Если ребенку требуются дополнительные занятия с педагогом, это не значит, что он глупее остальных учеников. Просто некоторые дети усваивают материал с разной скоростью, что ни в коем случае не должно влияет на успеваемость и отношения в коллективе.

После того, как ребенок переходит из начальной школы в среднюю, все кажется новым, поэтому в этом случае помощь педагогов важна как никогда.

Роль учителя

дети занимаются с учительницейВ начале пути учитель должен стать для ребенка полноценным родителем, чтобы страх неизвестности пропал раз и навсегда.

Если учитель относится к своим ученикам с добротой и уважением, ребенок будет стараться учиться как можно лучше, чтобы оправдать ожидание учителя и заставить его гордиться своим учеником.

К сожалению, в последнее время подобная этика не соблюдается с обеих сторон – как со стороны учителей, так и со стороны учеников.

Важность правильной учебной программы

дети вокруг учительницыУчебная программа должна дать ребенку все необходимые знания и стать трамплином во взрослую жизнь. С каждым днем становится все больше профессий, учебная программа безнадежно устаревает.

Те учебные заведения, в которых не проводится работа над обновлением школьной программы, никогда не смогут дать ребенку надлежащее образование, предоставив тем самым максимально туманные перспективы для получения высшего образования и построения карьеры.

Подготовка ребенка к высшему образованию

дети в компьютерном классеКаждый год уровень программы должен усложняться, постепенно приближаясь к уровню высших учебных заведений.

Если этот момент правильно соблюдается, ребенку будет проще освоиться в программе на первом курсе института или колледжа. В противном случае, в процессе обучения могут произойти проблемы с пониманием материала.

Иногда в старших классах ученикам проводят лекции педагоги из университетов, чтобы подготовить почву для получения профессии.

дети в старшей школеВ отдельных случаях лекции проводят не по конкретным предметам, а выстраивают их в виде ответов на вопросы. Например, чем институт отличается от школы и какую профессию лучше выбрать.

Школа – это база и фундамент, институт – первый серьезный шаг. В тех школах, где подобные консультации проводятся на постоянной основе, дальнейшая успеваемость учеников значительно возрастает.

Бывает и такое, что после окончания школы, ребенок проходит стажировку и занимает место консультанта для младших классов.

Эмоциональная безопасность

Каждому педагогу нужно помнить, что ребенок всегда имеет право обратиться со своей личной проблемой или бедой. В противном случае, ребенок будет подавлять свои эмоции, что чревато кардинальным снижением успеваемости.

В особенности это касается тех школ, где отсутствует школьный психолог. А такие, как это ни странно, еще остались.

психолог и девочка

Часто разговор с психологом дает ребенку больше уверенности, чем советы родителей или педагогов. Тем более, что не всеми проблемами можно поделиться с родителями и сверстниками.

психолог записывает

Эта функция полезна и для родителей – они могут быть уверены, что ребенок не подавляет переживания и всегда может обратиться к специалисту.

Советы для родителей

Чтобы ребенок не боялся раскрывать свой потенциал, вы должны ежедневно помогать ему и поддерживать.

Вот несколько советов от Алана Грофа, педагога с 20-летним стажем из Калифорнии:

кубок в руках

Поощряйте их желание пробовать что-нибудь новое: не отговаривайте ребенка, если вдруг ему захочется заняться спортом или научиться играть на музыкальном инструменте. Открытость для познания чего-то нового только раскроет их личность и разовьет новые интересы, что может помочь в выборе профессии.

ребенка ругают

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми: сравнение вашего ребенка с другими может стать сигналом о том, что он недостаточно хорош, это вызовет лишь имитацию поведения, обойдя стороной развитие собственной личности.

отец везет сына на велосипеде

Подавайте пример: демонстрация положительных ценностей и обычаев очень важна, поскольку дети моделируют поведение своих родителей. Покажите на своем примере, что всегда нужно здороваться с продавцом, держать дверь для других или благодарить персонал ресторана.

ребенок за компьютером

Ограничьте время за компьютером и смартфоном: в процессе бесконечных игр ребенок интеллектуально практически не развивается. Попробуйте сделать, чтобы свое свободное время он проводил с настоящими собеседниками, а не в социальных сетях и играх.

Видео: о деформации личности ребенка образовательным процессом

https://youtu.be/fHZyLU4e07Y

Часто задаваемые вопросы

Насколько важна личность ребенка в образовании?

Отношение к ребенку как к полноценной личности раскрывает уверенность в себе, повышает самооценку, положительно влияет на коммуникативные навыки и восприятие мира. Учителям необходимо развивать положительные качества своих подопечных. У каждого ребенка есть особенности, которые делают его уникальным в своем роде.

Почему развитие личности играет большую роль?

Благодаря стимулу в виде похвалы и обращения внимания на положительные качества ребенка, ученик будет стремиться к тому, чтобы стать лучше. Вместо замкнутого и агрессивного ребенка мы в итоге получим доброжелательного и открытого человека, что не может в будущем не повлиять на выбор его профессии и успехи в ней.

Влияет ли ранний детский опыт на развитие личности?

Большое количество исследований и клинических наблюдений подтвердили теорию о том, что детский опыт играет важную роль в развитии личностных качеств. Неблагоприятные переживания в детстве могут повысить риск развития расстройства личности, что приводит к психическим заболеваниям и значительным отклонениям от нормы.

Как образование влияет на личность?

Образование помогает развить такие аспекты, как физическое, умственное и эмоциональное состояние, вследствие чего формируются характер и темперамент. Современные методы обучения уделяют этим моментам с каждым годом все больше внимания.

Какова роль начальной школы в формировании личности ребенка?

Начальная школа играет важную роль в формировании характера школьников, прививая им такие ценности, как любознательность, взаимовыручка, доброжелательность и ответственность. Именно эти пункты и определяют дальнейшую успеваемость ученика.

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: