Правильное физическое и психологическое развитие ребенка в возрасте 1 месяц

Первый месяц – один из главных периодов в жизни ребенка. Новорожденный получает первые представления о новом, странном для него мире, взрослые учатся правильно с ним общаться.

Родителям интересно наблюдать развитие ребенка от рождения до 1 месяца, ведь даже за такой короткий срок малыш успевает преобразиться внешне, и многому научиться. Чтобы контролировать процесс, маме и папе важно знать, что должен уметь малыш в этом возрасте.

Физиология новорожденного

В течение первых 30 дней жизни новорожденный становится все больше похож на детей с обложки глянцевых журналов. У него постепенно исчезает послеродовая отечность, расправляется кожа и проходи большинство транзиторных ее состояний: токсическая эритема, младенческие акне, милии, физиологическая желтуха.

Имеет свои особенности поведение малыша:

  • Слух, обоняние и осязание у новорожденного развиты лучше всего. Они начали развитие еще во внутриутробном периоде, поэтому так важно ему слышать родной голос и чувствовать нежные прикосновения. У новорожденных хорошо развито обоняние. Им нравятся сладкие ароматы, а запах молока мамы они могут улавливать с первых дней жизни.
  • Взгляд рассеянный. Малыш еще не умеет смотреть в одну точку, поэтому его глаза постоянно «блуждают». Зрение младенца расплывчатое, он не видит мелкие детали и не способен воспринимать предметы, даже мамино лицо, на значительном расстоянии.
  • Количество опорожнений кишечника примерно совпадает с количеством кормлений. Мочеиспускание – до 25 раз в день. Если выход мочи 6 раз и меньше – это повод обраться к врачу и оценить, достаточно ли молока получает малыш.
  • Движения хаотичны, руки и ноги в полусогнутом состоянии, поскольку разгибательные мышцы еще не развиты.
  • Сон ребенка продолжается 17 – 18 часов в сутки. Постепенно время бодрствования увеличивается.

Организм младенца отличается от взрослого по многим параметрам. Он дышит в 2 раза чаще взрослого, совершая около 30 вдохов в минуту. Частота сердцебиения — 130-140 ударов в минуту, когда у взрослого 60-80. Такие явления естественны и пройдут сами собой по мере взросления.

Физическое развитие

До месячного возраста перестраивается кровеносная система. Активно снабжается кровью печень и мозг, иммунная система начинает вырабатывать иммуноглобулин. Почки работают во всю силу, но пока еще остаются незрелыми до полугода. Дыхательная система выводит из организма углекислый газ.

Появляются также следующие умения и навыки:

  • Хватательный рефлекс. Когда по ладони проводят пальцем или предметом, ребенок его инстинктивно хватает. Если погладить щечку, малыш повернет голову — это поисковый рефлекс, появление которого обусловлено инстинктом поиска пищи.
  • При проведении соской или пальцем вокруг рта губы младенца сложатся трубочкой, и он начнет имитировать сосание.
  • Лежа на животе, младенец уже пытается делать движения, похожие на плавательные, пытается держать голову, но только несколько секунд. Некоторые особенно активные малыши пытаются осуществить это движения даже лежа на спине.
  • К концу месяца ребенок уверенно управляет руками, может поднести ладошку к лицу.
Мнение эксперта
Леонтьева Екатерина Святославовна
Врач-педиатр с 10 летним стажем
Если малыш родился недоношенным, он может отставать в развитии. Величина задержки будет примерно равна сроку, на который он родился раньше. Если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии.

Психологическое развитие

На третьей неделе жизни новорожденного начинают развиваться условные рефлексы, и наступает время заняться его воспитанием.

Поведение ребенка этого возраста формируется на уровне условных рефлексов:

  • Если малыш призывает вас очень громким, настойчивым криком и только после этого вы подходите к нему, он будет звать вас именно так.
  • Если ему стоит закряхтеть, и вы подходите к нему, улыбаетесь и берете на руки, малыш начинает понимать, что мама всегда рядом и не нужно кричать, когда хочешь с ней пообщаться.
  • Младенец еще не может видеть пастельных тонов, поэтому при выборе игрушек или мебели в детскую руководствуйтесь принципом ярких цветов. Они помогут развить его способность различать цвета.
  • Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40–50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо.
  • Зрение младенца только начинает формироваться, но он внимательно смотрит на склоняющиеся над ним лица, слушает речь. Малыш начинает копировать мимику и жесты. Если вы улыбаетесь – его лицо тоже расплывается в улыбке, нахмурьте брови – улыбка с лица малыша пропадет. Если показать малышу язык – он будет пытаться повторить. Если начать хлопать в ладоши – малыш тоже начнет играть со своими ручками.
  • В конце месяца начинается активная речевая деятельность. Если вы много разговаривали с малышом, он практически полноценный собеседник. На любой вопрос он даст ответ со всеми эмоциональными составляющими. Малыш уже умеет фыркать, радостно визжать. Вместе с самыми трогательными звуками шевелит ручками и ножками, активно двигается.

Эмоциональная связь с людьми, прежде всего с мамой, необходима для младенца. Важна оценка его психического развития.

В 1 месяц новорожденный должен обладать следующими навыками:

  • кратковременно фиксировать взгляд на движущемся предмете;
  • сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете;
  • вздрагивать при резком звуке;
  • прислушиваться к голосу взрослого;
  • улыбаться в ответ;
  • улавливать звук колокольчика;
  • искать взглядом источник света;
  • издавать первые звуки, больше похожие на кряхтение.

Ребенок слишком мал, чтобы делать все осознанно. Но родителям нужно всячески поощрять его к дальнейшему развитию. Если ребенок поймет, что взрослым интересно, что он делает и приносит удовольствие наблюдать за его успехами, он будет стараться вас порадовать.

Бодрствует месячный малыш мало, и у мамы полно времени, чтобы делать дела по дому. Не отвлекайтесь от ребенка, когда он не спит. Во время бодрствования, нужно, чтобы малыш занимался полезным делом, чтобы вырасти умным и крепким. Вы должны все время быть рядом, пока он не спит.

Оценка рефлексов

Родители могут самостоятельно оценить эмоциональное и психическое состояние новорожденного по наличию основных рефлексных движений.

Среди рефлексов у месячного ребенка выделяют:

  • Подошвенный. Способность отдергивать ножку при касании рукой к пальчикам или пяточке.
  • Сосательный. Умение схватить палец ртом при проведении его по губам.
  • Хватательный. Способность сжатия кулачком кончика пальца мамы.
  • Шаговый — при легком наклоне тела вперед и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Этот рефлекс в норме исчезает к 2-м месяцам.
  • Нижний хватательный рефлекс. Вызывается легким надавливанием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы. В ответ возникает подошвенное сгибание пальцев ног.
  • Поисковый. Если дотронуться пустышкой до щечки сбоку от губ крохи (не прикасаясь к губкам). Уголок рта у него тут же опустится, малыш повернет головку в сторону раздражителя.
  • Рефлекс Галанта. При раздражении кожи параллельно позвоночнику новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя: нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах.
  • Рефлекс Переза. Вызывается проведением штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее. В ответ ноги одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание.
  • Защитный. Проявляется, когда кроху кладут на животик. Он поворачивает головку в сторону. Не будь этой автоматической реакции, ребенок попросту задохнулся бы, уткнувшись личиком в подушку.
  • Рефлекс опоры. Состоит из 2 фаз. Первая – если взять ребенка под мышки, он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Вторая – поставленный на твердую поверхность, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается.

Если все эти рефлексы присутствуют, новорожденный развивается нормально. Когда один или несколько рефлексов отсутствуют, это плохой признак, свидетельствующий о торможении развития в послеродовом периоде. Нужно показать новорожденного педиатру.

Тревожные сигналы

Темп развития у детей разный, и если его умения не совпадают с идеальными, не стоит сильно беспокоиться. Но есть моменты, на которые нужно обратить внимание.

Консультация специалистов необходима, если ваш малыш:

  • плохо сосет, слишком медленно ест;
  • не мигает и не щурится при ярком свете;
  • не фокусируется и не следит взглядом за движущимся объектом;
  • вялый и почти не двигает руками и ногами;
  • спокоен и не плачет, но при этом его нижняя челюсть постоянно дрожит;
  • не реагирует на громкие звуки.

Как развивать малыша

В возрасте до 30 дней нет смысла усиленно и чрезмерно активно развивать малыша. Все, что ему пока нужно — быть рядом с мамой, получать грудное вскармливание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе. Именно это способствует правильному и естественному развитию.

Но некоторые правила общения с новорожденным и приемы существуют:

  • Фокусировка на маме. Малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его. Удерживая внимание грудничка и разговаривая с ним, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок наблюдал за вами, поворачивая голову.
  • Тактильные упражнения. Осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультации со специалистом.
  • Заинтересованность — это то, без чего любые занятия не принесут пользы. Не начинайте игры сразу после сна малыша, после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.
  • Купание малыша также можно превратить в игру. Разговаривайте с малышом, объясните, что сейчас будете купаться, и потихонечку опустите его в воду. Сначала ножки, потом всё тельце. Главное – на напугать младенца. Если есть плотик для купания, можно взять за край и покатать ребенка вперед-назад. Когда малыш подплывает к краю ванны – подставьте ножки к бортику. Он должен оттолкнуться – это его рефлекс. Если он не поймет, чего вы хотите – подставьте ладошку к ножкам малыша, чтобы он отпружинил. Если плотика нет, можно такую же игру проводить, поддерживая кроху  под спинку рукой.
  • Упражнения со звуком. Приближаясь к ребенку, меняя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняйте громкость и интонацию. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие – убаюкивают. Зовите малыша по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука. Даже если вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним.

  • Наблюдение. Привлеките внимание к игрушке, держа ее на расстоянии примерно 22 – 30 см от глаз. Неспешно водите ею в разные стороны. Учтите, что разные игрушки требуются минимально. Все внимание малыша 1 месяца жизни концентрируется на маме и папе. Можно просто корчить рожицы и наблюдать за реакцией малыша. Иногда подносите ребенка к зеркалу и наблюдайте, как он реагирует на собственное отражение.

  • Массаж для физического развития. Время для подвижных игр с малышом не настало, поэтому делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями. Затем разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее себя чувствует

Нормальная ситуация в развитии ребенка – это отсутствие инициативы. Грудничок не будет демонстрировать открытое желание поиграть, и в первый месяц его жизни родители должны проявлять инициативу сами. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Игры для малышей 1 месяца

С новорожденным можно поиграть в следующие развивающие игры:

  • Шумелка. Подберите звучащие предметы: бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки. Демонстрируйте их ребенку, но не все сразу. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда исходит звук.
  • Болталки. Эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, например, «Ладушки-ладушки».
  • Смайлики. На кружках картона яркого цвета нарисуйте контрастным маркером лица с разными эмоциями: улыбающиеся, грустные, сердитые. Прикрепите их на палочки. По очереди показывайте каждую мордашку ребенку на расстоянии 40 – 50 см от глаз. Дождитесь, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинайте водить игрушкой из стороны в сторону.
Мнение эксперта
Леонтьева Екатерина Святославовна
Врач-педиатр с 10 летним стажем
Занятия с малышом нужно проводить 2 – 3 раза в день. Длительность каждой игры с ребенком в 1 месяц – 2 минуты.

Вопросы родителей

В моей семье появился долгожданный ребенок, и, естественно все члены семьи хотят посмотреть на него. Но дочка (ей 2 недели) реагирует на появление людей в доме настоящей истерикой. Нормально ли это?

Да, такое поведение вполне естественно. Первый месяц – период адаптации новорожденного к условиям вне утробы матери, время значительных перемен в привычном ритме жизни родителей. Чтобы он прошел успешно, нужно свести к минимуму стресс первых дней. Лишние люди в доме – серьезный повод для беспокойства. Не приглашайте гостей без необходимости и не спешите знакомить малышку с ними.

Моему сыну 4 недели, но он не улыбается мне. Нормально ли это?

Дети не сразу начинают улыбаться, а звуки учатся произносить и того позднее. Не ждите частых улыбок и «агуканья» от малыша, пока ему не исполнится примерно 6 недель. Но не думайте, что до этого времени ребенок не реагирует на вас и не чувствует эмоций.

Моя дочь (3 недели) спит со сжатыми кулачками, которые постоянно подрагивают. Не говорит ли это о каких-то проблемах?

Для новорожденных такой тремор — физиологическая реакция в пределах нормы.

Мой малыш ведет себя одинаково днем и ночью: очень мало спит по ночам, пытается играть. Муж говорит, что так быть не должно. Прав ли он?

Да, прав. Постепенно обучайте ребенка различать день и ночь. Днем нужно проявлять по отношению к нему максимум активности: играть, петь песни и делать упражнения. Важно также не приглушать обычные шумы: звук телевизора, стиральной машины, телефона. А ночью наоборот – сведите шум к минимуму, не разговаривайте с малышом слишком долго и громко, не играйте с ним. Вскоре он поймет, что ночью нужно не бодрствовать, а спать.

Примерно в 28 дней у ребенка заканчивается период новорожденности, и начинается младенчество. Важным знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка маме. Если со здоровьем вашего чада все в порядке, не стремитесь составлять строгий чек-лист по развитию. Просто будьте рядом с ним и наслаждайтесь каждым моментом взросления.

Видео-советы по развитию ребенка в 1 месяц

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: