Правильное физическое и психологическое развитие ребенка в возрасте 1 месяц
Первый месяц – один из главных периодов в жизни ребенка. Новорожденный получает первые представления о новом, странном для него мире, взрослые учатся правильно с ним общаться.
Родителям интересно наблюдать развитие ребенка от рождения до 1 месяца, ведь даже за такой короткий срок малыш успевает преобразиться внешне, и многому научиться. Чтобы контролировать процесс, маме и папе важно знать, что должен уметь малыш в этом возрасте.
Физиология новорожденного
В течение первых 30 дней жизни новорожденный становится все больше похож на детей с обложки глянцевых журналов. У него постепенно исчезает послеродовая отечность, расправляется кожа и проходи большинство транзиторных ее состояний: токсическая эритема, младенческие акне, милии, физиологическая желтуха.
Имеет свои особенности поведение малыша:
- Слух, обоняние и осязание у новорожденного развиты лучше всего. Они начали развитие еще во внутриутробном периоде, поэтому так важно ему слышать родной голос и чувствовать нежные прикосновения. У новорожденных хорошо развито обоняние. Им нравятся сладкие ароматы, а запах молока мамы они могут улавливать с первых дней жизни.
- Взгляд рассеянный. Малыш еще не умеет смотреть в одну точку, поэтому его глаза постоянно «блуждают». Зрение младенца расплывчатое, он не видит мелкие детали и не способен воспринимать предметы, даже мамино лицо, на значительном расстоянии.
- Количество опорожнений кишечника примерно совпадает с количеством кормлений. Мочеиспускание – до 25 раз в день. Если выход мочи 6 раз и меньше – это повод обраться к врачу и оценить, достаточно ли молока получает малыш.
- Движения хаотичны, руки и ноги в полусогнутом состоянии, поскольку разгибательные мышцы еще не развиты.
- Сон ребенка продолжается 17 – 18 часов в сутки. Постепенно время бодрствования увеличивается.
Организм младенца отличается от взрослого по многим параметрам. Он дышит в 2 раза чаще взрослого, совершая около 30 вдохов в минуту. Частота сердцебиения — 130-140 ударов в минуту, когда у взрослого 60-80. Такие явления естественны и пройдут сами собой по мере взросления.
Физическое развитие
До месячного возраста перестраивается кровеносная система. Активно снабжается кровью печень и мозг, иммунная система начинает вырабатывать иммуноглобулин. Почки работают во всю силу, но пока еще остаются незрелыми до полугода. Дыхательная система выводит из организма углекислый газ.
Появляются также следующие умения и навыки:
- Хватательный рефлекс. Когда по ладони проводят пальцем или предметом, ребенок его инстинктивно хватает. Если погладить щечку, малыш повернет голову — это поисковый рефлекс, появление которого обусловлено инстинктом поиска пищи.
- При проведении соской или пальцем вокруг рта губы младенца сложатся трубочкой, и он начнет имитировать сосание.
- Лежа на животе, младенец уже пытается делать движения, похожие на плавательные, пытается держать голову, но только несколько секунд. Некоторые особенно активные малыши пытаются осуществить это движения даже лежа на спине.
- К концу месяца ребенок уверенно управляет руками, может поднести ладошку к лицу.
Психологическое развитие
На третьей неделе жизни новорожденного начинают развиваться условные рефлексы, и наступает время заняться его воспитанием.
Поведение ребенка этого возраста формируется на уровне условных рефлексов:
- Если малыш призывает вас очень громким, настойчивым криком и только после этого вы подходите к нему, он будет звать вас именно так.
- Если ему стоит закряхтеть, и вы подходите к нему, улыбаетесь и берете на руки, малыш начинает понимать, что мама всегда рядом и не нужно кричать, когда хочешь с ней пообщаться.
- Младенец еще не может видеть пастельных тонов, поэтому при выборе игрушек или мебели в детскую руководствуйтесь принципом ярких цветов. Они помогут развить его способность различать цвета.
- Если приблизиться к лежащему на спине новорожденному на расстояние 40–50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным, малыш тоже замрет, внимательно вглядываясь в ваше лицо.
- Зрение младенца только начинает формироваться, но он внимательно смотрит на склоняющиеся над ним лица, слушает речь. Малыш начинает копировать мимику и жесты. Если вы улыбаетесь – его лицо тоже расплывается в улыбке, нахмурьте брови – улыбка с лица малыша пропадет. Если показать малышу язык – он будет пытаться повторить. Если начать хлопать в ладоши – малыш тоже начнет играть со своими ручками.
- В конце месяца начинается активная речевая деятельность. Если вы много разговаривали с малышом, он практически полноценный собеседник. На любой вопрос он даст ответ со всеми эмоциональными составляющими. Малыш уже умеет фыркать, радостно визжать. Вместе с самыми трогательными звуками шевелит ручками и ножками, активно двигается.
Эмоциональная связь с людьми, прежде всего с мамой, необходима для младенца. Важна оценка его психического развития.
В 1 месяц новорожденный должен обладать следующими навыками:
- кратковременно фиксировать взгляд на движущемся предмете;
- сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете;
- вздрагивать при резком звуке;
- прислушиваться к голосу взрослого;
- улыбаться в ответ;
- улавливать звук колокольчика;
- искать взглядом источник света;
- издавать первые звуки, больше похожие на кряхтение.
Ребенок слишком мал, чтобы делать все осознанно. Но родителям нужно всячески поощрять его к дальнейшему развитию. Если ребенок поймет, что взрослым интересно, что он делает и приносит удовольствие наблюдать за его успехами, он будет стараться вас порадовать.
Бодрствует месячный малыш мало, и у мамы полно времени, чтобы делать дела по дому. Не отвлекайтесь от ребенка, когда он не спит. Во время бодрствования, нужно, чтобы малыш занимался полезным делом, чтобы вырасти умным и крепким. Вы должны все время быть рядом, пока он не спит.
Оценка рефлексов
Родители могут самостоятельно оценить эмоциональное и психическое состояние новорожденного по наличию основных рефлексных движений.
Среди рефлексов у месячного ребенка выделяют:
- Подошвенный. Способность отдергивать ножку при касании рукой к пальчикам или пяточке.
- Сосательный. Умение схватить палец ртом при проведении его по губам.
- Хватательный. Способность сжатия кулачком кончика пальца мамы.
- Шаговый — при легком наклоне тела вперед и упоре стоп ребенок делает шаговые движения. Этот рефлекс в норме исчезает к 2-м месяцам.
- Нижний хватательный рефлекс. Вызывается легким надавливанием кончиков пальцев на переднюю часть подошвы. В ответ возникает подошвенное сгибание пальцев ног.
- Поисковый. Если дотронуться пустышкой до щечки сбоку от губ крохи (не прикасаясь к губкам). Уголок рта у него тут же опустится, малыш повернет головку в сторону раздражителя.
- Рефлекс Галанта. При раздражении кожи параллельно позвоночнику новорожденный описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя: нога на стороне раздражения разгибается во всех суставах.
- Рефлекс Переза. Вызывается проведением штрихового раздражения по остистым отросткам от копчика к шее. В ответ ноги одновременно сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается, часто возникает открытие анального сфинктера, может быть мочеиспускание.
- Защитный. Проявляется, когда кроху кладут на животик. Он поворачивает головку в сторону. Не будь этой автоматической реакции, ребенок попросту задохнулся бы, уткнувшись личиком в подушку.
- Рефлекс опоры. Состоит из 2 фаз. Первая – если взять ребенка под мышки, он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Вторая – поставленный на твердую поверхность, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается.
Если все эти рефлексы присутствуют, новорожденный развивается нормально. Когда один или несколько рефлексов отсутствуют, это плохой признак, свидетельствующий о торможении развития в послеродовом периоде. Нужно показать новорожденного педиатру.
Тревожные сигналы
Темп развития у детей разный, и если его умения не совпадают с идеальными, не стоит сильно беспокоиться. Но есть моменты, на которые нужно обратить внимание.
Консультация специалистов необходима, если ваш малыш:
- плохо сосет, слишком медленно ест;
- не мигает и не щурится при ярком свете;
- не фокусируется и не следит взглядом за движущимся объектом;
- вялый и почти не двигает руками и ногами;
- спокоен и не плачет, но при этом его нижняя челюсть постоянно дрожит;
- не реагирует на громкие звуки.
Как развивать малыша
В возрасте до 30 дней нет смысла усиленно и чрезмерно активно развивать малыша. Все, что ему пока нужно — быть рядом с мамой, получать грудное вскармливание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе. Именно это способствует правильному и естественному развитию.
Но некоторые правила общения с новорожденным и приемы существуют:
- Фокусировка на маме. Малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его. Удерживая внимание грудничка и разговаривая с ним, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок наблюдал за вами, поворачивая голову.
- Тактильные упражнения. Осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультации со специалистом.
- Заинтересованность — это то, без чего любые занятия не принесут пользы. Не начинайте игры сразу после сна малыша, после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.
- Купание малыша также можно превратить в игру. Разговаривайте с малышом, объясните, что сейчас будете купаться, и потихонечку опустите его в воду. Сначала ножки, потом всё тельце. Главное – на напугать младенца. Если есть плотик для купания, можно взять за край и покатать ребенка вперед-назад. Когда малыш подплывает к краю ванны – подставьте ножки к бортику. Он должен оттолкнуться – это его рефлекс. Если он не поймет, чего вы хотите – подставьте ладошку к ножкам малыша, чтобы он отпружинил. Если плотика нет, можно такую же игру проводить, поддерживая кроху под спинку рукой.
- Упражнения со звуком. Приближаясь к ребенку, меняя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняйте громкость и интонацию. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие – убаюкивают. Зовите малыша по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука. Даже если вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним.
- Наблюдение. Привлеките внимание к игрушке, держа ее на расстоянии примерно 22 – 30 см от глаз. Неспешно водите ею в разные стороны. Учтите, что разные игрушки требуются минимально. Все внимание малыша 1 месяца жизни концентрируется на маме и папе. Можно просто корчить рожицы и наблюдать за реакцией малыша. Иногда подносите ребенка к зеркалу и наблюдайте, как он реагирует на собственное отражение.
- Массаж для физического развития. Время для подвижных игр с малышом не настало, поэтому делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями. Затем разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее себя чувствует
Нормальная ситуация в развитии ребенка – это отсутствие инициативы. Грудничок не будет демонстрировать открытое желание поиграть, и в первый месяц его жизни родители должны проявлять инициативу сами. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.
Игры для малышей 1 месяца
С новорожденным можно поиграть в следующие развивающие игры:
- Шумелка. Подберите звучащие предметы: бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки. Демонстрируйте их ребенку, но не все сразу. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда исходит звук.
- Болталки. Эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, например, «Ладушки-ладушки».
- Смайлики. На кружках картона яркого цвета нарисуйте контрастным маркером лица с разными эмоциями: улыбающиеся, грустные, сердитые. Прикрепите их на палочки. По очереди показывайте каждую мордашку ребенку на расстоянии 40 – 50 см от глаз. Дождитесь, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинайте водить игрушкой из стороны в сторону.
Вопросы родителей
Да, такое поведение вполне естественно. Первый месяц – период адаптации новорожденного к условиям вне утробы матери, время значительных перемен в привычном ритме жизни родителей. Чтобы он прошел успешно, нужно свести к минимуму стресс первых дней. Лишние люди в доме – серьезный повод для беспокойства. Не приглашайте гостей без необходимости и не спешите знакомить малышку с ними.
Дети не сразу начинают улыбаться, а звуки учатся произносить и того позднее. Не ждите частых улыбок и «агуканья» от малыша, пока ему не исполнится примерно 6 недель. Но не думайте, что до этого времени ребенок не реагирует на вас и не чувствует эмоций.
Для новорожденных такой тремор — физиологическая реакция в пределах нормы.
Да, прав. Постепенно обучайте ребенка различать день и ночь. Днем нужно проявлять по отношению к нему максимум активности: играть, петь песни и делать упражнения. Важно также не приглушать обычные шумы: звук телевизора, стиральной машины, телефона. А ночью наоборот – сведите шум к минимуму, не разговаривайте с малышом слишком долго и громко, не играйте с ним. Вскоре он поймет, что ночью нужно не бодрствовать, а спать.
Примерно в 28 дней у ребенка заканчивается период новорожденности, и начинается младенчество. Важным знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка маме. Если со здоровьем вашего чада все в порядке, не стремитесь составлять строгий чек-лист по развитию. Просто будьте рядом с ним и наслаждайтесь каждым моментом взросления.