Развитие ребенка в 1 месяц: растим настоящего вундеркинда

Молодые мамы всегда задаются вопросом, как развивать своего малыша, чтобы он вырос крепким и умным. В 1 месяц жизни у ребенка проявляются уже не только рефлексы, но и начинают формироваться навыки. Чтобы развитие шло гораздо быстрее, следует использовать несколько несложных методик.

Хватательные и сенсорные навыки

Уже с первого дня жизни у детей присутствует ладонный рефлекс, когда новорожденный сразу хватает то, что попало в его ручку. Это рефлекторное движение важно поставить в осознанное русло, одновременно с этим развивая тактильные ощущения. В 1 месяц это сделать гораздо проще, так как уже движения руками не такие хаотичные и малыш может дольше задерживать что-то в ладони.

Мнение эксперта
Леонтьева Екатерина Святославовна
Врач-педиатр с 10 летним стажем
Для быстрого формирования хватательных навыков следует подготовить несколько легких предметов, подойдут небольшие по размеру игрушки, ткань, шарики. Они должны иметь различную фактуру и небольшой вес. Во время бодрствования младенца вкладывайте в его ладошку по очереди подготовленные предметы, чтобы ребенок мог их хорошо захватить.

Не стоит нервничать, если удержать вещи малышу сложно, и они постоянно выпадают. Это абсолютная норма. Постепенно это умение будет улучшаться и к трем месяцам дети уже смогут удерживать игрушки и небольшие предметы.

Взятые вещи можно покатать по ладошке, массируя ими каждый пальчик и кисть. Следите за реакцией ребенка. Если он просто будет убирать ручку, не стоит останавливать занятие, главное, чтобы он не начинал плакать.

Развивая хватательные навыки, следите за реакцией ребенка. Если во время вкладывания в его руку каких-то конкретных предметов он начинает сильно нервничать или плакать, значит, младенец его боится. Уберите такие вещи, заменив их на более приятные по ощущениям именно для ребенка.

Зрение и восприятие окружающего мира

С одного месяца младенцы способны без проблем различать контрастные цвета, фокусироваться ненадолго на средних и больших предметах. Чтобы улучшить такие навыки, следует взять несколько средних по размеру игрушек или любых ярких предметов, отлично подойдут погремушки.

С их помощью удастся привлечь внимание младенца и удерживать его интерес. Начинайте свои занятия с использования максимально ярких, но не многоцветных предметов. Усложнять их цветовую гамму следует постепенно, когда ребенок сможет воспринимать отдельные цвета.

Такое упражнение поможет младенцу дольше фокусировать свой взгляд на менее ярких вещах, замечать отличительные черты приходящих людей, отличать один цвет от другого. Чтобы в спокойном состоянии малыш продолжал развиваться, над ним следует повесить мобиль.

Но не стоит перегружать его игрушками, достаточно 3-4 предметов. Лучше, чтобы все они были разного цвета и формы. Включайте мобиль несколько раз в день, чтобы ребенок следил глазами за движением предметов.

Лучше, чтобы мобиль был оснащен несколькими спокойными мелодиями. Они не только усилят интерес ребенка, но и будут способствовать развитию слуха и музыкального восприятия.

Учим различать эмоции

Следующее упражнение позволяет не только научить ребенка понимать эмоции и чувства ребенка, но также со временем заставит малыша подражать. Это важный момент в обучении, когда подражание постепенно переходит в осознание.

Чтобы младенцу не было скучно, напевая песенку или читая сказку, можно лицом выражать те эмоции, которые испытывает герой: смех, печаль, радость, улыбку, страх.

Особенно полезны ритмичные начитывания в виде потешек или небольших стишков. Одновременно с гримасами обязательно выделяйте текст правильной интонацией, меняйте голос.

Полезно, чтобы такие занятия проводились по очереди мамой и папой, можно привлекать других родственников. Такая смена позволит лучше считывать эмоции у разных людей, но важно, чтобы все люди, играющие с новорожденным, были ему приятны и знакомы. В ином случае существует риск сильного нервного напряжения и перевозбуждения.

Во время таких занятий не следует делать очень странные или страшные гримасы. Все выражения лица должны быть осознанными и выражать четкие эмоции и чувства.

Физические упражнения

Физкультура — важный момент в развитии и воспитании ребенка любого возраста. В 1 месяц жизни физическая нагрузка также должна присутствовать. Она направлена, в первую очередь, на профилактику колик и укрепление мышечного корсета. Для таких деток разрешены только несколько упражнений: необходимо сгибать и разгибать ножки, поднимать и опускать ручки, переворачивать ребенка с одного бока на другой.

Перед началом таких занятий малыша необходимо подготовить. Для этого его раздевают, температура в помещении должна быть максимально комфортной. Легкими поглаживающими движениями проходим по всему тела.

В области живота движения должны быть мягкими и только в направлении часовой стрелки, при этом обязательно избегаем области печени. После поглаживаний можно немного пощипать ребенка, но только мягко, чтобы щипки не были болезненными. Уже после этого и можно перейти к упражнениям.

Мнение эксперта
Леонтьева Екатерина Святославовна
Врач-педиатр с 10 летним стажем
К физическому развитию в 1 месяц также относятся сеансы купания. До похода в ванную следует также раздеть ребенка, сделать ему массаж, после чего сразу опустить в теплую воду. Там он окончательно расслабится, оздоровятся суставы и нормализуется состояние нервной системы.

Музыкальное восприятие и слух

Самым простым, но работающим способом считается использование классической музыки. Она расслабляет и снимает нервное напряжение. В таком состоянии ребенок лучше воспринимает окружающий мир и хорошо впитывает поступающую информацию. Начинать следует с непродолжительного прослушивания музыки по 1-3 минуты, постепенно доводя занятия до 15 минут.

На более длительное время включать композиции не стоит, чтобы не перегружать младенца. Прослушивать музыку следует в состоянии бодрствования, но при сильном напряжении классику малышу можно включать и во время сна. Главное условие — музыка должна быть очень спокойной и тихой.

Чтобы привлекать внимание ребенка и развивать его слух, подойдут сказки. Следует читать ежедневно не менее 7-10 минут. Не стоит думать, что ребенок ничего не воспринимает и не замечает в этом возрасте. Именно с этого периода следует начинать приучать детей слушать речь и воспринимать ее на слух.

Доказано, что при регулярных музыкальных занятиях дети к первому году жизни быстрее идут на контакт, хорошо понимают обращенную речь, лучше воспринимают новую информацию и отличаются большей усидчивостью.

Мнение специалиста о развитии ребенка в 1 месяц

Известный педиатр Комаровский настаивает, что в погоне за воспитанием вундеркинда, нельзя забывать о самом главном, что так важно для месячного ребенка — тактильный и зрительный контакт с мамой.

Большую часть времени во время бодрствования следует общаться с ребенком, объясняя ему все происходящее. Обычные разговоры о погоде, окружающих предметах, о самом младенце, но с хорошим зрительным контактом — залог крепкой связи с мамой и стабильного психического состояния.

Не стоит увлекаться новомодными методиками, направленными на воспитание излишней самостоятельности у ребенка. Все эти методы самозасыпания, самоигры и подобные в первые месяцы жизни несут только угрозу, провоцируя неврозы и в дальнейшем повышая риск депрессий и серьезных психических расстройств.

Также такие методы могут спровоцировать синдром дефицита внимания уже в возрасте 2-4 лет из-за отсутствия достаточной связи между родителями и малышом.

Выбирайте для своих детей мягкие методики и упражнения, где постоянно поддерживается связь с мамой и папой: прослушивание музыки, сказок, совместные игры, массаж. Все это не только усилит интеллектуальные способности детей, но и сохранит целостность нервной системы.

Вопросы и ответы

Если у малыша во время занятий не получается хорошо держать голову, нужно ли обратиться к неврологу?

В первый месяц малыш может задерживать на весу голову только несколько секунд. Но при наличии беспокойства консультация со специалистом обязательна.

В какое время рекомендуется проводить занятия с детками в возрасте одного месяца?

Все занятия должны проходить в дневное время, когда малыш спокоен и не испытывает никакого дискомфорта.

Можно ли маме самой заниматься с малышом в таком возрасте?

Нужно, особенно при отсутствии каких-то серьезных диагнозов. Ребенок хорошо различает голос мамы и ее запах, благодаря чему не будет нервничать и сможет сосредоточиться на предлагаемом ему занятии.

Сколько нужно заниматься с ребенком?

В таком возрасте нет никаких четких рамок. Главное, чтобы детки воспринимали все происходящее спокойно и не нервничали. Но в любом случае не стоит перегружать нервную систему новорожденного, ограничивая свою деятельность 3-7 минутами.

Можно ли во время развития сенсорных умений использовать музыкальные или пищащие игрушки?

Лучше не нужно, так как ребенок может испугаться резких звуков. Можно брать шершавые, шелестящие, гладкие и ребристые предметы.

Если у ребенка начались колики, нужно ли проводить занятия в этот период?

Во время приступов, конечно, нет, но в спокойном состоянии прерывать упражнения не следует.

Развивая ребенка в 1 месяц, главное не перестараться в своем желании быстрее увидеть результат. Следует учитывать темперамент малыша, его особенности и сложность прошедших родов. Если подходить к занятиям со всей ответственностью и любовью, удастся воспитать действительно умного и выносливого человека.

Видео-советы по развитию ребенка в 1 месяц

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: