Дошкольное образование: виды, задачи и принципы

В школу ребенка определяют с 6-7 лет, при уровне интеллекта и развития, соответствующему норме. Обычно до этого он посещает дошкольные учебные учреждения. Это полезно для ребенка. Ведь качественное образование, в том числе и дошкольное — залог успешного будущего любого человека.

Что такое дошкольное образование?

Дошкольное учреждение — место, где в соответствии с государственными стандартами ребенку от 2 до 7 лет предоставляется обучение. Как правило, такое образование направлено на развитие общеобязательных знаний, социальных взаимодействий. Также в таких учреждениях проводят воспитание и оздоровление детей.

Дошкольное образование необязательно. Например, не нужно отдавать ребенка в садик, если за ним могут присмотреть родители или родственники. Но обычно ребенка отдают в дошкольное учреждение после того, как родитель выходит из декретного отпуска. Родители сами решают, с какого возраста можно отдавать ребенка в такое учреждение.

Виды дошколных учреждений

Детские сады

Это учреждения, которые в соответствии с ФГОС осуществляют образовательную деятельность. Они могут быть комбинированного типа, то есть включать в себя группы, разной направленности. В таких садах могут быть коррекционные, оздоровительные группы. Также группы, имеющие определённую направленность. Например, на развитие интеллекта.

В детские сады отдают ребенка, как правило, на целый день, где он находится, соблюдая режим. По расписанию проходит прием пищи, прогулки, сон час и игры. Ребенок, помимо того, что учится взаимодействовать с другими ребятами, привыкает к дисциплине.

Группы делятся по возрастам, и в каждой из них подбирается оптимальная программа развития, корректируется распорядок дня.

Развивающие центры

Это учреждения, в которых обучают детей с опережением программы ФГОС. Основной акцент в образовании сделан на развитие интеллекта и творческих способностей детей. В таких центрах может быть доступно дополнительное оборудование, которое помогает развитию определенных способностей. Например, класс рисования, компьютерный класс, театр.

В таких центрах ребенок может находиться как целый день, так и посещать их в специально отведенное время.

Коррекционные сады

Детские сады, полностью занимающиеся детьми, имеющими какие-либо отклонения здоровья. Цель данных учреждений — компенсировать нарушение и при сохранном интеллекте приблизить развитие ребенка к норме.

Такие сады могут быть для детей со сложными речевыми нарушениями, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

В этих учреждениях работают специалисты-дефектологи, логопеды и психологи. Также сады должны быть оборудованы специальной техникой, предназначенной для лечения и развития детей с нарушениями.

Попасть в такое учреждение можно только с заключением медико-психологической комиссии.

Задачи и принципы

Дошкольные учреждения придерживаются определенных задач:

  • обеспечить всестороннее развитие ребенка согласно возрасту;
  • обеспечить безопасность времяпровождения;
  • обеспечить оптимальный уровень физического и эмоционального развития.

Эти задачи осуществляются согласно принципам:

  • индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • развитие познавательного интереса;
  • поддержание инициативы ребенка;
  • взаимодействия с родителями.
Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
Основа, на который строится образовательная деятельность в дошкольном учреждении — игра. С помощью игр воспитатели прививают ребенку познавательный интерес, осуществляют коррекционную и воспитательную деятельность.

Кадровый состав

В дошкольных учреждениях работают люди, которые, благодаря своей квалификации и образованию, обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

К ним можно отнести:

  • воспитателей;
  • методистов;
  • помощников воспитателя;
  • нянечек;
  • психологов.

Зачастую в государственных садах есть медицинский кабинет со специалистом.

В детских садах обычно формируют группы для детей с нарушениями речи. В таких садах работает логопед.

Если сад коррекционного типа, то туда нанимают специалистов, которые могут заниматься с предусмотренными отклонениями, а также обслуживать аппаратуру, необходимую для корректировки нарушений.

Проблемы дошкольных учреждений

Основная проблема дошкольных учреждений связана с нехваткой мест для детей. Садик должен предоставляется на бюджетной основе каждому ребенку. Но в последнее время сады физически не могут вместить заявленное количество детей.

В таких случаях ребенка оформляют в более свободный сад не по месту прописки. Такое учреждение может находится очень далеко от дома, что не удобно для родителей и утомительно для детей. Также ребенка могут поставить в очередь на получение места, которая подойдет, когда ему пора будет в школу.

Бывает так, что по финансовым или иным причинам родителю необходимо выйти из декретного отпуска, а родственников, способных присмотреть за ребенком нет. В таких случаях место в саду необходимо.

Иногда выручают частные, негосударственные сады. Это учреждение, соответствующие всем стандартам и прошедшие проверку, но не являющиеся государственными. В таких садах условия могут быть ничуть не хуже, а иногда даже лучше, чем в муниципальных. Частные сады очень распространены, их открывают рядом с жилыми домами, и очень удобно определять туда ребенка. Проблема учреждений в их дороговизне. Не каждый человек может позволить отдать ребенка в частный сад.

Вопросы

Можно ли брать в сад игрушки?

Если вы разрешаете брать игрушки в сад, подготовьте ребенка к тому, что ее могут взять другие дети. Также сами будьте готовы к тому, что она может потеряться или сломаться.

Насколько негативно скажется на ребенке отсутсвие дошкольного образования?

Ребенок может обходится без дошкольного образования, главное, чтобы его домашнее обучение было насыщенным. Также важно, чтобы он часто гулял и общался со сверстниками. Ведь сад - это в первую очередь социальная среда.

Отдали ребенка в садик, и он начал часто болеть. Это вина учреждения?

Если ребенок до этого не посещал дошкольных учреждений, то период частых болезней - процесс адаптации. Иммунная система учится бороться с микробами и вирусами.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в сад?

Оптимального возраст варьируется. Кто-то отдает сразу после двух лет в ясли. Но многие считают, что ребенок будет более подготовлен после трех лет.

Чему стоит научить ребенка перед садом?

Режиму похода в туалет. Также необходимо воспитать в нем уверенность, чтобы он не стеснялся говорить о своих желаниях старшим.

Видео: чему должно учить дошкольное образование

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: