Инклюзивное образование детей с ОВЗ. Особенности, правила, плюсы и минусы
Понятие инклюзия в российской системе образования появилось сравнительно недавно, но она уже активно вносит свои коррективы. Принципы инклюзивного образования давно применяются в Европе, но их реализация в России является трудновыполнимой задачей.
- Образование и дети с особыми потребностями
- Особенности оснащения учреждений
- Необходимые условия
- Трудности в обеспечении условий
- Проблема кадров
- Недостаточное финансирование
- Индивидуальные особенности
- Непринятие ребенка с ОВЗ
- Плюсы и минусы инклюзивного образования
- Заключение
- Вопросы-ответы
- Видео-обзор об инклюзивном образовании детей с ОВЗ
Речь идет и о финансовой части, и о самом отношении людей к инвалидам. Но прогресс общества требует решительных изменений в сфере образования. И инклюзия — основная часть этих изменений.
Образование и дети с особыми потребностями
В нормативных документах об образовании в РФ говорится, что ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бюджетной основе получить любой вид образования.
Раньше, например, 20 лет назад считалось, что детям с ОВЗ будет лучше учиться в специальных учреждениях, отдельно от нормотипичных детей. Эти учебные заведения учитывали специальные потребности таких детей, подбирали наиболее удобные индивидуальные программы для них.
При таких условиях инвалиды получали образование, но находились в обособленных группах, обозначенных их нозологией (нарушением). Таким образом, общество неформально делилось на инвалидов, которые настороженно и неохотно вступали в контакт с нормой, и, соответственно, нормотипичных людей, которые также настороженно, а иногда даже с презрением, относились к инвалидам.
Сейчас общество развивается стремительно. Современные технологии позволяют людям с любыми нарушениями получать качественное образование. Например, слепые и слабовидящие могут без проблем пользоваться специальными компьютерами, выходить в интернет, общаться, получать информацию. Специальные программы для перевода жестового языка помогают глухим общаться.
Молодые люди с ОВЗ более амбициозны и открыты миру. Они не хотят оставаться в своих обособленных группах. Они хотят иметь образование, как среднее, так и высшее. Этот мир перестал быть закрытым для них, больше ничего не ограничивает их свободу в выборе специальности, работы и места жительства.
Благодаря технологиям, люди с ОВЗ перестали быть беспомощными. А чтобы больше интегрироваться в общество им необходима инклюзия.
Итак, инклюзия обеспечивает абсолютно равные права на получение образования. Инклюзивное образовательное учреждение — это то место, где дети с ОВЗ и дети, не имеющие нарушений здоровья, обучаются совместно и на равных условиях.
Это не означает, что в классе, где есть ребенок с ОВЗ царит такой принцип равенства, который позволят игнорировать особенность ребенка. Инклюзия — это предоставление всех необходимых условий для успешной интеграции ребенка в социум и учебный процесс.
Особенности оснащения учреждений
Необходимые условия
Присутствие в образовательном учреждении ребенка с ОВЗ накладывает на него определенные обязательства по обеспечению комфортного обучения. К ним относится соответствие самого учреждения и прилегающей к нему территории санитарно-эпидемиологическим стандартам. Перечень требований достаточно большой.
Вот некоторые из них:
- расстояние от учреждения до остановки общественного транспорта не должно превышать 500 м;
- вход, санузлы, лестницы должны быть оборудованы пандусами, лифтами, перилами;
- пол должен быть одноуровневым со специальной рельефной поверхностью для детей с нарушением зрения;
- столовые, классы и коридоры также оборудуются с учетом характера нарушений детей;
- освещение территории должно составлять 10 люксов, а если в учреждении обучаются слабовидящие, то 40 люксов;
- если в учреждении обучаются слабовидящие и слепые дети, все информационные таблицы должны дублироваться шрифтом Брайля, и располагаться в доступном месте.
Все выше перечисленное, лишь малая часть того, что необходимо организовать образовательному учреждению, чтобы иметь возможность принять ребенка с ОВЗ. Такой ребенок поступает в учреждение с заключением медико-педагогической комиссии, которая определяет перечень необходимых ему условий. К ним также относится оснащение кабинетов особой техникой, которая помогает детям с ОВЗ легче и успешнее воспринимать информацию.
Еще один важный момент, без которого невозможна интеграция ребенка в учебный процесс — наличие квалифицированных кадров.
Учреждение должно иметь определенный кадровый состав, куда будут включены:
- педагог, прошедший профессиональную переподготовку;
- тьютор, который будет сопровождать ребенка на занятиях;
- школьный психолог, который знает, как обращаться с детьми с ОВЗ.
Трудности в обеспечении условий
В настоящий момент лишь немногие российские школы в полной мере готовы принять в свои ряды особенного ребенка. Перечень условий, необходимых для таких детей, обширен и соблюсти его не всегда представляется возможным.
Проблема кадров
Людей, обладающих практическими навыками обращения с детьми с ОВЗ, очень мало. Разумеется, педагоги могут пройти переподготовку, но даже она не всегда сможет обеспечить правильный подход к ребенку.
Недостаточное финансирование
Это одна из самых важных проблем инклюзивного образования. Из-за недостаточного финансирования образовательных учреждений, они просто не могут обеспечить соблюдение всех норм и правил. Кроме того, оборудование для детей с ОВЗ очень дорогое и учреждения не имеют возможности закупить его.
Индивидуальные особенности
Педагогу, особенно если он находится без помощи тьютора или ассистента, трудно уделять внимание одновременно и детям в норме и ребенку с ОВЗ. Несмотря на то, что все обучаются одинаково, у ребенка с ОВЗ должна быть индивидуальная программа.
Часто бывает, что учитель физически не может уделить ребенку с ОВЗ должного внимания. Тот в свою очередь начинает отставать от программы и его познавательные способности ухудшаются.
Кроме того, есть дети с «ментальной инвалидностью». Например, аутисты, шизофреники или эпилептики. Если такие дети начинают скучать во время занятия, то они могут вставать, ходить по классу. Тем самым они отвлекают других детей и снижают общую успеваемость.
Непринятие ребенка с ОВЗ
Зачастую ребенок с ОВЗ сталкивается с отторжением со стороны других ребят. Очень важно правильно проработать момент интеграции. Проводить классные часы на тему равенства всех людей, деликатно объяснять ребятам, что такое инвалидность и как вести себя по отношению к особенному сверстнику.
Как показывает практика, очень часто детей негативно настраивают родители. Старшее поколение, не знакомое и инклюзией, скептически настроено против равного обучения.
Многие родители считают, что при наличии такого ребенка в классе их собственному будет уделяться меньше внимания. Важно не игнорировать эту проблему, а решать с помощью собраний и классных часов.
Плюсы и минусы инклюзивного образования
Плюсы:
- Дети с ОВЗ, обучаясь в общеобразовательных учреждениях показывают более высокий уровень знаний и социальных компетенций, чем их сверстники в интернатах;
- Дети учатся оценивать свои возможности объективно, сравнивая себя с нормой;
- У детей и родителей без нарушений здоровья формируется толерантность и понимание к семьям с ОВЗ;
- Более насыщенные образовательные программы для детей с ОВЗ;
- Дети с ОВЗ будут приняты нормотипичными сверстниками.
Минусы:
- При неправильном подходе к обучению и интеграции дети отстают от программы и получают психологические травмы;
- Необъективная, часто завышенная оценка способностей детей с ОВЗ со стороны учителей;
- Консервативные родители часто против, чтобы их дети учились с инвалидами;
- Сравнивая себя с нормальными сверстниками, дети с ОВЗ замечают свои недостатки и морально травмируются;
- Дети с ОВЗ могут подвергаться насмешкам и издевательствам.
Заключение
Реализация инклюзивного образования — это важная проблема современного российского общества. Она осуществляется с трудом, но продвигается в общеобразовательные учреждения неумолимо, так как является необходимостью.
Каждый ребенок уникален и важен. Вне зависимости от своих особых образовательных потребностей, он имеет право жить полноправным членом общества, иметь хорошее образование и престижную работу. А для осуществления этого необходима инклюзия.
Вопросы-ответы
Если его уровень психического и речевого развития в норме или приближен к ней. Если психолого-педагогическая комиссия подтвердила возможность овладения таким ребенком общим образовательным стандартом.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, но с сохранным интеллектом. Также для детей с "ментальной инвалидностью", которая включает в себя заболевания с отсутствием или легкой формой умственной отсталости.
Говорить о проблемах инвалидов. Проводить собрания и классные часы, посвященные этой теме. Давать дополнительные знания о людях с особенностями. Например, в Европе дети учат в школах язык жестов.
Специальные школы для детей с ОВЗ, домашнее обучение, смешанное обучение, где дети учатся вместе с нормальными сверстниками, но в отдельных коррекционных классах.
Интеграция подразумевает включение ребенка в образовательную среду без ее существенных изменений. Инклюзия же заставляет подстраивать среду под особые потребности ребенка.