Социальное образование ребёнка: форма и значение
Без социальных навыков ребёнку трудно интегрироваться в общество. В структуре современного образования есть направление, решающее задачу по их формированию. Оно получило название «социальное образование».
- Виды и этапы социализации детей
- Социализация ребёнка в семье
- Социализация детей в ДОУ
- Видео: социализация ребенка в ДОУ
- Сюжетно-ролевые игры
- Возможные трудности в социализации детей дошкольного возраста
- Социализация детей в школе
- Видео: варианты социализации вне школы
- Процесс социализации на дистанционном обучении
- Вопрос-ответ
Виды и этапы социализации детей
Процесс усвоения ребёнком социальных норм и ролей начинается с момента его рождения и продолжается всю жизнь. Сам термин «социализация» появился по историческим меркам относительно недавно. Он был введён в обиход в XIX веке американским социологом Гиддингсом и французским психологом Тардом, и до сих пор не имеет однозначного толкования.
Современные учёные разделяют социализацию на 3 вида:
Первичную
Является основой для других видов и начинается у ребёнка сразу после рождения в семье.
Групповую
Процесс происходит в ДОУ и школьных коллективах.
Гендерную
Приходится на период у детей, когда они начинают осознавать в полной мере свою принадлежность к определённому полу.
Главным институтом социализации ребёнка является семья. В ней ему прививаются семейные ценности и традиции, формируются первоначальные взгляды на жизнь, даются коммуникационные навыки.
Влияют на социализацию детей и другие факторы. В их числе:
Группы
Объединения детей-сверстников в детских садах, школах, различных кружках и секциях.
Религия
Свод догм верующего человека затрудняет его социализацию в обществе.
Образование
По силе влияния на социализацию оно сопоставимо воспитанию в семье.
Экономика
Достаток родителей и их социальный статус оказывают непосредственное влияние на формирование системы ценностей.
Язык
Плохо понимающие речь окружающих и не умеющие хорошо разговаривать дети лишены возможности коммуникации с окружающими. Это затрудняет процесс их социализации.
СМИ
Наибольшее влияние на социализацию детей оказывают в наше время телевидение и интернет.
Социализация ребёнка в семье
На развитие адаптационных способностей детей и формирование их психики оказывает влияние форма и интенсивность общения с ними всех членов семьи. Дети с одинаковыми стартовыми возможностями могут за короткий промежуток времени отстать в социальной адаптации или убежать далеко вперёд от остальных.
Недостаток общения формирует у ребёнка неуверенность в себе, он часто не может справиться с решением простой поведенческой задачи. Психологи рекомендуют родителям приучать своего ребёнка с раннего возраста выполнять несложные домашние дела. Например:
вытирать салфеткой за собой стол после еды
убирать разбросанные игрушки на из место
совершать вместе с родителями покупки
Таким образом родители обучают ребёнка навыкам, без которых он будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, осваивать возможности.
Поскольку избежать стихийной социализации ребёнка не получится, лучше этот процесс проводить под родительским контролем и, при необходимости, вносить в него необходимые корректировки.
Социализация детей в ДОУ
Без определённого набора ценностей, духовных и нравственных ориентиров не может существовать ни одно гражданское общество. Основное осознание собственного Я ребёнком формируется к 6 годам. Это заставляет уделять социализации детей большое внимание уже в ДОУ.
Процесс происходит в несколько этапов:
Ранний возраст до посещения детского сада
До 1,5 лет дети получают первые навыки общения с окружающими их людьми. От 1,5 до 3-х лет у них возникает потребность общения со сверстниками. В этом возрасте каждый ребёнок начинает приобретать первые навыки взаимодействия с чужими людьми. Детей, не посещающих детские сады и ясли в этом возрасте важно знакомить с другими малышами, приучать их к совместной игре и общению.
Средний и старший дошкольный возраст
Дети получают более серьёзные навыки общения со сверстниками и взрослыми, начинают осознавать свою гендерную принадлежность и осознавать социальные роли людей в окружающей их среде.
Социализация детей в ДОУ даёт ребёнку понимание места каждого человека в жизни, выполняемую им роль в обществе и её значение. Детей знакомят с людьми различных профессий, раскрывают понимание причинно-следственных закономерностей. Они узнают новые понятия, знакомятся с нормами этики и морали общества, в котором они живут.
В процессе социализации в ДОУ детей учат:
- чувствовать и соблюдать социальные дистанции;
- определять своё место в коллективе;
- находить выход из моделируемых воспитателем ситуаций;
- примерять на себя различные профессиональные и бытовые роли.
Уже в садике детей начинают знакомить с элементами взрослой жизни. Всему этому можно обучить ребёнка и в семье. Но нехватка общения со сверстниками не позволит это сделать более полно и продуктивно. Есть дети, посещение детского сада которым, по мнению психологов, просто необходимо.
К ними относятся ребята:
При непрофессиональной социализации в ДОУ, она может привести к обратному эффекту и выработать у ребёнка устойчивое желание держаться в стороне от общества. Родители должны держать процесс социализации в яслях и садиках под своим контролем.
Насколько ребёнок социализирован можно судить по тому, как он общается с окружающими его людьми, быстро находит контакт со сверстниками.
Ребёнок должен уметь:
- проявлять сочувствие;
- уступать другим игрушку или очередь катания на горке;
- с первого раза выполнять просьбы родителей;
- знать базовые правила этикета.
Социально адаптированные дети любят посещать детские игровые центры и никогда не предпочтут смотреть телевизор вместо игры со сверстниками.
К наступлению школьного возраста дети должны уметь выполнять социальные функции и ощущать в этом потребность. У ребёнка возникает желание иметь в глазах сверстников какой-то социальный вес. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь правильно формулировать и задавать вопросы, усваивать новые знания, наблюдать и рассуждать.
Видео: социализация ребенка в ДОУ
Сюжетно-ролевые игры
Важную роль в социализации детей дошкольного возраста играют игры. Такие, как всем родителям хорошо известные «дочки-матери» и «войнушки». Они помогают ребятишкам примерить на себя определённые социальные роли. Идеи сюжетно-развлекательных игр в ДОУ предлагаются детям воспитателями. В ходе них дошколятам объясняют значение тех или иных действий.
Например, в ходе игр воспитатель может рассказать детям в чём состоит роль родителей, врачей, полицейских, водителей, военных и людей других профессий.
Возможные трудности в социализации детей дошкольного возраста
Воспитатели ДОУ часто сталкиваются с проблемой социализации детей. Не каждый из них понимает тонкости детской психологии, которая чувствительна к окружающему ребёнка миру.
В числе основных проблем социализации дошколят:
- несоответствие желаний взрослых тому, что хочется ребёнку;
- недостаток внимания окружающих;
- неумение ребёнка определяться со своими желаниями и принимать решения.
В сложных случаях помочь адаптировать ребёнка к жизни в обществе может только детский психолог.
Социализация детей в школе
Процесс адаптации школьников к жизни в обществе включает в себя обучение их навыкам взаимодействия с различными людьми. Они усваивают определённую систему знаний. У них происходит формирование норм и ценностей общества, позволяющее быть полноправным его членом.
После перехода детей на дистанционную форму обучения с систематической социализацией школьников возникли некоторые проблемы.
Школьная среда воспринимается детьми как модель социального мира. Личность ребёнка формируется атмосферой школьной жизни.
В школьной социализации выделяются два основных направления:
- Социально-психологическое. Включает в себя усвоение детьми норм социального поведения.
- Социально-педагогическое. Усвоение школьниками принятых в обществе норм поведения, взглядов и стереотипов.
Помимо школы в процессе социализация детей в этот период принимают участие кружки, секции, студии, улица и интернет.
В число средств, с помощью которых проходит социализация школьников, входят:
Бытовые навыки
В обязанности детей обязательно включают выполнение определённых домашних дел, совершение покупок в магазине и уход за домашними животными, если они есть в семье.
Духовная культура
Дети должны посещать культурные мероприятия, музеи и выставки. Их приобщают к искусству, литературе, учат анализировать поведение персонажей различных произведений.
Общение
Важный фактор социализации. Общение повышает коммуникабельность ребёнка, расширяет границы его восприятия окружающего мира и ощущения себя в нём.
Образование
От качества обучения зависит конкурентоспособность ребёнка в будущей его взрослой жизни. Дети, не имеющие доступ к полноценному образованию, лишены возможности качественного развития.
Широко используются в социализации школьников методы поощрения и наказания. Наиболее эффективными из них считаются стимулирующие развитие ребёнка методы. Они вызывают у детей положительные эмоции и вырабатывает желание добиваться чего-то большего. Они становятся более ответственными и дисциплинированными, испытывают уважение к себе.
Частые наказания могут привести к озлобленности ребёнка и его замкнутости.
Видео: варианты социализации вне школы
Процесс социализации на дистанционном обучении
Некоторые родители считают, что такой способ обучения мешает социализации ребёнка. Это не так.
Социализация личности ребёнка — это усвоение определённой системы ценностей и норм, с чем он успешно может справиться общаясь с родными, посещая кружки, секции, культурные мероприятия и просто играя с друзьями во дворе или дома.
Просто это потребует от родителей больших усилий!
Вопрос-ответ
Социализация готовит детей к жизни в обществе, учит их согласовывать свои действия с потребностями других людей. Она помогает ребёнку найти своё место в обществе, сформировать свой стиль жизни и более полноценно реализовать индивидуальный потенциал.
Отдавать ребёнка в садик только ради социализации не стоит. Она успешно может проходить и в условии семьи, общении с другими детьми и посещении кружков и секций.
С 3-х лет у детей начинает возникать желание отдалиться от мамы. Этот возраст считается лучшим для оформления его в детский сад.
В ходе проводимых в детском саду игр ребёнок получает навыки, для выработки которых в домашних условиях нужно затрачивать большие усилия.
Она вырабатывает в нём самостоятельность, способность общения с другими людьми и выявляет в ранним возрасте его творческий потенциал.