Социальное образование ребёнка: форма и значение

Без социальных навыков ребёнку трудно интегрироваться в общество. В структуре современного образования есть направление, решающее задачу по их формированию. Оно получило название «социальное образование».

дети играют в песочнице

Виды и этапы социализации детей

Процесс усвоения ребёнком социальных норм и ролей начинается с момента его рождения и продолжается всю жизнь. Сам термин «социализация» появился по историческим меркам относительно недавно. Он был введён в обиход в XIX веке американским социологом Гиддингсом и французским психологом Тардом, и до сих пор не имеет однозначного толкования.

Современные учёные разделяют социализацию на 3 вида:

ребенок с родителями

Первичную

Является основой для других видов и начинается у ребёнка сразу после рождения в семье.

группа смеющихся детей

Групповую

Процесс происходит в ДОУ и школьных коллективах.

три девочки вместе

Гендерную

Приходится на период у детей, когда они начинают осознавать в полной мере свою принадлежность к определённому полу.

Главным институтом социализации ребёнка является семья. В ней ему прививаются семейные ценности и традиции, формируются первоначальные взгляды на жизнь, даются коммуникационные навыки.

Влияют на социализацию детей и другие факторы. В их числе:

дети-сверстники играют в краски

Группы

Объединения детей-сверстников в детских садах, школах, различных кружках и секциях.

дети молятся

Религия

Свод догм верующего человека затрудняет его социализацию в обществе.

дети в школе у доски

Образование

По силе влияния на социализацию оно сопоставимо воспитанию в семье.

Экономика

Достаток родителей и их социальный статус оказывают непосредственное влияние на формирование системы ценностей.

малыш с деньгами

Язык

Плохо понимающие речь окружающих и не умеющие хорошо разговаривать дети лишены возможности коммуникации с окружающими. Это затрудняет процесс их социализации.

дети разговаривают

СМИ

Наибольшее влияние на социализацию детей оказывают в наше время телевидение и интернет.

дети у ноутбука

Социализация ребёнка в семье

На развитие адаптационных способностей детей и формирование их психики оказывает влияние форма и интенсивность общения с ними всех членов семьи. Дети с одинаковыми стартовыми возможностями могут за короткий промежуток времени отстать в социальной адаптации или убежать далеко вперёд от остальных.

Недостаток общения формирует у ребёнка неуверенность в себе, он часто не может справиться с решением простой поведенческой задачи. Психологи рекомендуют родителям приучать своего ребёнка с раннего возраста выполнять несложные домашние дела. Например:

ребенок вытирает стол

вытирать салфеткой за собой стол после еды

ребенок убирает игрушки

убирать разбросанные игрушки на из место

ребенок в магазине с покупками

совершать вместе с родителями покупки

Таким образом родители обучают ребёнка навыкам, без которых он будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, осваивать возможности.

Поскольку избежать стихийной социализации ребёнка не получится, лучше этот процесс проводить под родительским контролем и, при необходимости, вносить в него необходимые корректировки.

Социализация детей в ДОУ

Без определённого набора ценностей, духовных и нравственных ориентиров не может существовать ни одно гражданское общество. Основное осознание собственного Я ребёнком формируется к 6 годам. Это заставляет уделять социализации детей большое внимание уже в ДОУ.

Процесс происходит в несколько этапов:

ребенок до 3 лет

Ранний возраст до посещения детского сада

До 1,5 лет дети получают первые навыки общения с окружающими их людьми. От 1,5 до 3-х лет у них возникает потребность общения со сверстниками. В этом возрасте каждый ребёнок начинает приобретать первые навыки взаимодействия с чужими людьми. Детей, не посещающих детские сады и ясли в этом возрасте важно знакомить с другими малышами, приучать их к совместной игре и общению.

подростки веселятся

Средний и старший дошкольный возраст

Дети получают более серьёзные навыки общения со сверстниками и взрослыми, начинают осознавать свою гендерную принадлежность и осознавать социальные роли людей в окружающей их среде.

группа детей в детском садуСоциализация детей в ДОУ даёт ребёнку понимание места каждого человека в жизни, выполняемую им роль в обществе и её значение. Детей знакомят с людьми различных профессий, раскрывают понимание причинно-следственных закономерностей. Они узнают новые понятия, знакомятся с нормами этики и морали общества, в котором они живут.

В процессе социализации в ДОУ детей учат:

  • чувствовать и соблюдать социальные дистанции;
  • определять своё место в коллективе;
  • находить выход из моделируемых воспитателем ситуаций;
  • примерять на себя различные профессиональные и бытовые роли.

Уже в садике детей начинают знакомить с элементами взрослой жизни. Всему этому можно обучить ребёнка и в семье. Но нехватка общения со сверстниками не позволит это сделать более полно и продуктивно. Есть дети, посещение детского сада которым, по мнению психологов, просто необходимо.

К ними относятся ребята:

являющиеся единственным ребёнком в семье

ребенок и родители обнимаются

воспитываемые в неполных и асоциальных семьях

отец и дочь вместе

При непрофессиональной социализации в ДОУ, она может привести к обратному эффекту и выработать у ребёнка устойчивое желание держаться в стороне от общества. Родители должны держать процесс социализации в яслях и садиках под своим контролем.

Насколько ребёнок социализирован можно судить по тому, как он общается с окружающими его людьми, быстро находит контакт со сверстниками.

дети одной группой
Ребёнок должен уметь:

  • проявлять сочувствие;
  • уступать другим игрушку или очередь катания на горке;
  • с первого раза выполнять просьбы родителей;
  • знать базовые правила этикета.

Социально адаптированные дети любят посещать детские игровые центры и никогда не предпочтут смотреть телевизор вместо игры со сверстниками.

К наступлению школьного возраста дети должны уметь выполнять социальные функции и ощущать в этом потребность. У ребёнка возникает желание иметь в глазах сверстников какой-то социальный вес. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь правильно формулировать и задавать вопросы, усваивать новые знания, наблюдать и рассуждать.

Видео: социализация ребенка в ДОУ

Сюжетно-ролевые игры

Мнение эксперта
Леонтьева Екатерина Святославовна
Врач-педиатр с 10 летним стажем

Важную роль в социализации детей дошкольного возраста играют игры. Такие, как всем родителям хорошо известные «дочки-матери» и «войнушки». Они помогают ребятишкам примерить на себя определённые социальные роли. Идеи сюжетно-развлекательных игр в ДОУ предлагаются детям воспитателями. В ходе них дошколятам объясняют значение тех или иных действий.

Например, в ходе игр воспитатель может рассказать детям в чём состоит роль родителей, врачей, полицейских, водителей, военных и людей других профессий.

Возможные трудности в социализации детей дошкольного возраста

агрессивный ребенок мальчик

Воспитатели ДОУ часто сталкиваются с проблемой социализации детей. Не каждый из них понимает тонкости детской психологии, которая чувствительна к окружающему ребёнка миру.

В числе основных проблем социализации дошколят:

  • несоответствие желаний взрослых тому, что хочется ребёнку;
  • недостаток внимания окружающих;
  • неумение ребёнка определяться со своими желаниями и принимать решения.

В сложных случаях помочь адаптировать ребёнка к жизни в обществе может только детский психолог.

Социализация детей в школе

дети в школьном коридореПроцесс адаптации школьников к жизни в обществе включает в себя обучение их навыкам взаимодействия с различными людьми. Они усваивают определённую систему знаний. У них происходит формирование норм и ценностей общества, позволяющее быть полноправным его членом.

После перехода детей на дистанционную форму обучения с систематической социализацией школьников возникли некоторые проблемы.

Школьная среда воспринимается детьми как модель социального мира. Личность ребёнка формируется атмосферой школьной жизни.

В школьной социализации выделяются два основных направления:

  1. Социально-психологическое. Включает в себя усвоение детьми норм социального поведения.
  2. Социально-педагогическое. Усвоение школьниками принятых в обществе норм поведения, взглядов и стереотипов.

Помимо школы в процессе социализация детей в этот период принимают участие кружки, секции, студии, улица и интернет.

В число средств, с помощью которых проходит социализация школьников, входят:

дети вытирают стол

Бытовые навыки

В обязанности детей обязательно включают выполнение определённых домашних дел, совершение покупок в магазине и уход за домашними животными, если они есть в семье.

девочка молится

Духовная культура

Дети должны посещать культурные мероприятия, музеи и выставки. Их приобщают к искусству, литературе, учат анализировать поведение персонажей различных произведений.

дети общаются между собой

Общение

Важный фактор социализации. Общение повышает коммуникабельность ребёнка, расширяет границы его восприятия окружающего мира и ощущения себя в нём.

девочка раскладывает буквы

Образование

От качества обучения зависит конкурентоспособность ребёнка в будущей его взрослой жизни. Дети, не имеющие доступ к полноценному образованию, лишены возможности качественного развития.

Широко используются в социализации школьников методы поощрения и наказания. Наиболее эффективными из них считаются стимулирующие развитие ребёнка методы. Они вызывают у детей положительные эмоции и вырабатывает желание добиваться чего-то большего. Они становятся более ответственными и дисциплинированными, испытывают уважение к себе.

Частые наказания могут привести к озлобленности ребёнка и его замкнутости.

Видео: варианты социализации вне школы

Процесс социализации на дистанционном обучении

дистанционное образованиеНекоторые родители считают, что такой способ обучения мешает социализации ребёнка. Это не так.

Социализация личности ребёнка — это усвоение определённой системы ценностей и норм, с чем он успешно может справиться общаясь с родными, посещая кружки, секции, культурные мероприятия и просто играя с друзьями во дворе или дома.

Просто это потребует от родителей больших усилий!

Вопрос-ответ

Зачем нужна социализация ребёнка?

Социализация готовит детей к жизни в обществе, учит их согласовывать свои действия с потребностями других людей. Она помогает ребёнку найти своё место в обществе, сформировать свой стиль жизни и более полноценно реализовать индивидуальный потенциал.

Обязательно ли нужно водить ребёнка в детский сад для его социализации?

Отдавать ребёнка в садик только ради социализации не стоит. Она успешно может проходить и в условии семьи, общении с другими детьми и посещении кружков и секций.

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад, чтобы у него начался процесс социализации?

С 3-х лет у детей начинает возникать желание отдалиться от мамы. Этот возраст считается лучшим для оформления его в детский сад.

В чём социализация ребёнка в детском саду лучше домашней?

В ходе проводимых в детском саду игр ребёнок получает навыки, для выработки которых в домашних условиях нужно затрачивать большие усилия.

Что даёт ребёнку социализация в детском саду?

Она вырабатывает в нём самостоятельность, способность общения с другими людьми и выявляет в ранним возрасте его творческий потенциал.

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: