Как мотивировать и заинтересовать ребенка учиться?

Ребенок не учится, и в этом винят всех: учителей, родителей, систему образования и ученика. Никто не виноват в отдельности, потому что дети живут и развиваются не в закупоренном пространстве, а в социуме, где одно проистекает из другого. Школа с английский уклоном и воспитание «кнута и пряника» никогда не сделают ребенка замотивированным, талантливым и ментально здоровым — это инструменты, а не панацея.

Не учите детей, дайте им причину научиться

Говорят: «Хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, дай ему удочку». С детьми эта пословица может не сработать: им не нужна рыба (образование и знания), им скучно и сложно рыбачить (осваивать навыки, учиться). Интерес к процессу обучения должен рождаться естественно и ненавязчиво.

Этой ненавязчивостью овладел Жак Фреско (американский инженер и футуролог; работал с проблемными подростками): Фреско читал перед сном детям сказки и всегда останавливался на кульминационном месте.

Дети просили продолжить, однако он, зевая и жалуясь на усталость, отказывал. При этом Фреско подчеркивал, что им приходится ждать следующего вечера только потому, что они сами не умеют читать. Он не заставлял сидеть за букварем, не стоял довлеющей тенью за спиной — он подарил мотивацию.

Совет Фреско таков: «Не учите детей, дайте им причину научиться».

Влияние формальных и неформальных институтов на мотивацию к учебе

Основополагающая причина демотивации, из которой вытекают все последующие — столкновение формальных и неформальных институтов. Например, образовательного учреждения и круга друзей. Ребенок предпочтет сверстников, которые, как и он сам, не заинтересованы в получении знаний.

То есть рождается борьба между необходимым и желаемым. И не факт, что необходимое — это школа. Один, формальный институт, предполагает вовлеченность детей в учебу (и здесь не поднимается вопрос о заинтересованности). Другой, неформальный институт, предлагает веселье и беспечность.

Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
Родителю и школе нельзя разрывать ребенка выбором. Правильнее будет создать среду, где дети смогут реализовать обе потребности: потребность в общение, одобрении сверстников и потребность в знаниях.

Жак Фреско, упоминаемый раннее, нашел взаимопонимание с трудными подростками и замотивировал их на дальнейшее обучение. Он понимал, что для детей одобрение сверстников важнее, чем школа или музыкальный кружок (любой формальный институт).

Так он понимал и то, что некоторые неформальные институты влияют на личность сильнее, чем формальные. Это связано с отсутствием альтернатив, как, например, в случае с проблемными подростками, которые и не знали о существовании этих альтернатив. Они росли в неблагоприятной среде, которая их и сформировала.

Поэтому Фреско придерживался аккуратной и ненавязчивой тактики для мотивации детей:

  • В возможностях родителя дать совет: Жак Фреско столкнулся с подростком, который умел делать пистолеты. На юношу не повлияло восклицание и причитание социального работника об опасности оружия.

Жак Фреско выбрал другую тактику: он указал на ошибки сборки и на то, как их исправить. Так через увлечение подросток познакомился с черчением, перспективой и физикой. Так Жак Фреско помирил неформальный и формальный институт, замотивировав ребенка к познанию.

  • Дети не понимают взрослый язык: и здесь речь не о том, что нужно сюсюкаться и потакать глупости и грубости. Суть совета в том, что беседа между родителями и детьми должна быть на равных, однако с пониманием — вы-родитель с опытом, которым не обладает ваш маленький собеседник.
  • Ребенку нужен союзник, а не враг: нельзя обесценивать хобби, желания и интересы. Родитель, школа и другие формальные институты не должны рассматривать детей как приложение, которое обязано что-то делать или не делать.

Причины, которые убивают мотивацию. Советы по ее возрождению

«Скучно и сложно» — говорит ребенок. И за это его винить нельзя, как и нельзя винить во всех бедах школу, которая не может заинтересовать (винить-то можно, но в руках родителя есть и иные возможности). Проблему со скукой, если речь идет о начальной школе, решить несложно. Необходимо желание родителей и терпение.

В школах часто знание обособлено, находится вне контекста. Детям сложно заинтересоваться тем, что имеет эфемерный вид или вообще его не имеет. Родитель может помочь ребенку отыскать нужный контекст применения знаний.

После этого поиска и его осмысления многое станет понятнее. Не нужно говорить, что математика — царица наук. Нужно объяснить, почему это так: показать, что математика — инструмент, с помощью которого строятся здания, лечатся люди и живет общество.

Михаил Казиник (скрипач и педагог) считает, что знание вне контекста неспособно заинтересовать. Его уникальная методика преподавания заключается в объединении предметов и обучения.

Его слова о школе будущего:

«Её главный принцип (школы) — избежать клипового сознания, клипового преподавания и в итоге клипового знания. Всякое явление имеет первопричины в прошлом и воздействие на будущее. Каждое понятие — это движение от прошлого к будущему через настоящее. Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира».

Процесс обучения можно совмещать с игрой. Януш Корчак (польский педагог, писатель) позволял детям оставаться детьми. Он в процесс игры включал учебу. Необязательно сидеть над учебником биологии, чтобы рассмотреть листик или гриб. Изучение окружающей среды, к примеру, вписывается в прогулку на велосипеде.

Объединять детей для решения совместной проблемы. Эксперимент «Летний Лагерь», проведенный Музафером Шерифом, доказал, что дети в группе способны оставлять конфликты и увлекаться во время поиска решения проблемы. Здоровая конкуренция и сплоченность послужат мотивацией для ребенка, который в данном случае избежит столкновения формальных и неформальных институтов.

Обучение становится «сложным» по разным причинам:

  • Во-первых, ребенку действительно бывает сложно угнаться за школьной программой (он впадает в уныние) — полная демотивация. В таком случае родитель должен помочь ребенку именно понять непонятое, «сложное», а не исправить оценки. Исправление оценок идет только после осознания ошибок, а не наоборот. Здесь тогда стоит начать с основ; опять же обучение не должно выглядеть как вдалбливание знаний. Родитель может предложить разобраться вместе.
  • Во-вторых, дети — это не попытка родителей реализации собственных желаний. Естественно, ребенку сложно заниматься тем, что интересно всем, но не ему.
  • В-третьих, давайте ребенку право не только на ошибку, но и на ее осмысление.

«Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой». (Януш Корчак)

Часто задаваемые вопросы

Что делать, если ребенок устал/впал в истерику и отказывается выполнять домашнюю работу? 

Нельзя потерять контроль наl ситуацией и впасть в истерику в ответ. Необходимо оставаться спокойным и сосредоточенным и дать буре пройти. Дайте ребенку время успокоится. Возможно, ему нужно время на отдых. Говорите с ним на равных, объясните то, с чем он не может разобраться/помогите найти ошибку, но ни в коем случае не решайте за него. И основной совет — здоровье важнее оценок.

Как наказывать за плохие оценки?

Не стоит наказывать детей. Родитель должен создать такую ситуацию, когда ребенок осознает, что учеба — его сфера ответственности. Наказание — плохая мотивация.

Как поощрять за хорошие оценки?

Хвалить за оценки нужно. Однако не стоит превращать похвалу в зависимость: оценка пять — значит я тебя люблю. Похвала должна быть вовлеченной (родитель обязан знать за что хвалит).

Что почитать и посмотреть про воспитание и мотивацию детей?

Лекции Жака Фреско, Михаила Казиника. Книги Януша Корчака.

Чем помочь ребенку?

Главная помощь — не навреди. А значит не сравнивай. Не нужно говорить детям, что они мало стараются и «учатся хуже, чем их одноклассники». С непонятными темами можно помочь (найти лекцию, урок в интернете, записать к репетитору).

Вывод

Родителям не стоит бояться ошибаться. Воспитывать детей — большой труд. Поэтому с уважением к собственному ребенку, с большой любовью следует разбираться в причинах его неуспеваемости и нелюбви к учебе. С желанием помочь найдется и выход. Здоровое участие в жизни ребенка, внимание к его учебе и хобби даст старт для развития полноценной личности.

Видео-советы по мотивации к учебе ребенка

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: