Семейное образование: законодательные нормы и особенности организации процесса обучения
Семейное обучение – форма получения основного образования, при которой ребенок не посещает ежедневно школу. У данной системы есть сторонники и противники, преимущества и недостатки. Но в последнее время самостоятельное освоение школьной программы постепенно набирает популярность и ничем не уступает по качеству традиционным формам, а иногда и превосходит его.
- Что такое семейное образование и кому оно подходит
- В чем отличие семейного образования от обучения на дому
- Законодательная база
- Особенности организации учебного процесса
- Родители учат ребенка сами
- Семейные класс
- Приглашение репетиторов
- Преимущества и недостатки семейного образования
- Как перейти на семейную форму обучения
- Частые вопросы
- Видео-советы по организации семейного образования
Что такое семейное образование и кому оно подходит
Семейное образование в России имеет достаточно давнюю историю. В 18 – 19 веках оно было распространено в нашей стране повсеместно. Образованием детей из состоятельных семей занимались приглашенные педагоги, в том числе и выписанные из-за границы.
Перерыв в традициях этого вида образования произошел в 1917 году. В эпоху СССР семейное обучение было полностью упразднено, и дети были обязаны посещать общеобразовательные школы и гимназии. Исключение было сделано только для учащихся, которые не могли посещать учебные заведения по состоянию здоровья.
Период новейшей истории России – это время возрождения традиций семейного обучения. В 90-х годах прошлого века такие виды образования, как семейное, экстернат и репетиторство получили новую жизнь. Дети и родители получили больше возможностей для выбора формы обучения и создания комфортных условий для занятий. Популярность внешкольных форм учебы начала расти.
Сегодня семейное образование доступно всем желающим. Возможность его выбора закреплена на законодательном уровне. В соответствии с законами РФ не требуется каких-либо специфических условий для перевода на внешкольное образование.
Для учебы вне уроков в очном формате достаточно только согласия ученика и его родителей (или законных представителей). Конечно же, для перевода на семейное обучение необходимо осуществить определенные административные процедуры.
Семейное образование – это одна из форм экстерната. Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма обучения подходит не всем, поэтому некоторые родители решают выбрать самостоятельное обеспечение усвоения программы основной школы.
Семейное обучение подойдет:
Учащимся с особенностями развития, если посещение школы связано с трудностями на бытовом уровне.
- Детям, испытывающим трудности в социализации и не переносящим большое скопление людей.
- Ученикам, стремящимся к углубленному изучению некоторых предметов.
- Творческим личностям, неприемлемым строгую дисциплину, но с радостью занимающимся самостоятельно.
- Детям, добившимся высоких достижений в музыке, танцах, спорте, цирковом искусстве и не имеющим возможности ежедневно посещать занятия.
- Детям, чьи родители по роду работы вынуждены часто менять место жительства. Ребенку необходимо по несколько раз в год вливаться в новый коллектив, что не всегда комфортно с точки зрения психологии.
В чем отличие семейного образования от обучения на дому
Многие путают понятия семейного и домашнего обучения, поскольку в обоих случаях ребенок не посещает школу. На практике эти образовательные модели имеют мало общего и различаются основными параметрами.
Параметры представлены в таблице:
Параметры | Семейное образование | Домашнее (надомное) образование |
Основания для перехода на данную форму обучения. | Желание родителей или законных представителей ребенка. | Состояние здоровья ребенка. |
Кто учит ребенка. | Родители, наемные репетиторы, онлайн-сервисы и онлайн-школы. | Педагоги образовательного учреждения – в домашней обстановке. |
Кто несет ответственность за обучение. | Родители или законные представители ребенка. | Образовательное учреждение. |
Законодательная база
Конституция РФ гарантирует право на образование каждому гражданину. Статья 43 Основного закона, обязывает каждого гражданина получить основное общее образование. То есть не учиться совсем в нашей стране нельзя.
При этом государство устанавливает общефедеральные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования, и выбор формы обучения, остается за родителями и учащимися. Можно стандартно посещать школу, заниматься дома самостоятельно или дистанционно.
Право перевода ребенка на семейное образование гарантировано статьей 17 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и Письмо Минобрнауки РФ No НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме». Оба документа поясняют этапы перехода от привычной школы к домашнему обучению.
В Федеральном законе говорится прямо, что учеба может проходить как внутри школьных стен, так и вне общеобразовательных учреждений и приоритетной не считается ни одна из данных форм. Обучающийся дома ребенок имеет те же права, что и учащийся школы. Он получает такой же аттестат, где зафиксирован факт получения знаний. Особенности процесса обучения в полученном документе никак не отражаются.
В высшее или среднее специальное учебное заведение граждане поступают на общих основаниях. Семейное обучение на этом уровне не предусмотрено.
Уйти из школы на СО и вернуться в школу обратно можно в любое время по желанию родителей. Это прямо прописано в законе – никто не может вас остановить или принудить. Поэтому если вы выбрали семейную форму образования, и вам она по какой-то причине не подошла, спокойно возвращаетесь в школу.
Семейное обучение можно попробовать без официального расторжения связей со школой, например, на пару недель «заболеть» или уйти на месяц на заочку по семейным обстоятельствам.
Особенности организации учебного процесса
Существует несколько способов организации занятий детей вне стен школы. Каждый из них имеет особенности, преимущества и недостатки.
Родители учат ребенка сами
В этом случае необходимо самим владеть многими научными знаниями и уметь организовывать занятия. Понадобится также найти время на подбор дидактических материалов, проявить терпение и последовательность в контроле процесса обучения.
Проще всего при выборе такой формы взять готовые УМК, соответствующие школьной программе, в настоящее время с пометкой ФГОС. Если заниматься по этим пособиям, ребенку будет легче выполнить требования государственного образовательного стандарта на промежуточной и итоговой аттестации.
Чтобы дом превратился в школу, можно использовать дидактические игры, творческие задания, уроки на свежем воздухе, экскурсии в музеи. Родители могут подстраивать содержание занятий под потребности и состояние своего ребенка.
К примеру, если математика дается легко, можно решать больше нестандартных задач. Когда примеры с письмом — отложить учебник и заниматься по прописям весь первый год.
Плюсы организации родительского семейного обучения:
- свобода выбора учебников;
- гибкое расписание;
- учет потребностей ребенка.
Некоторые минусы:
- затраты на учебные пособия;
- требуется много времени, и высокая мотивация заниматься регулярно;
- непросто совмещать роль родителя и преподавателя.
Семейные класс
Эта своеобразная форма кооперации нескольких родителей – единомышленников. Ученики собирается группами на дому или родители арендует отдельную квартиру или офис. Некоторые предметы родители преподают сами, для каких-то приглашают преподавателей.
Иногда из небольших семейных групп вырастает несколько классов. Когда подрастают младшие дети, получается уже настоящая семейная школа.
Один из вариантов организации семейных классов – обращение за услугами частных микрошкол или нелицензированных образовательных центров. В таких учреждениях ученики изучают отдельные предметы или все курсы за соответствующий класс.
Достоинства семейных классов:
- экономия времени и денег;
- поддержка сообщества родителей;
- наличие пространства для совместных игр и коммуникации,
- возможность организации праздников,
- пребывание в среде единомышленников.
Недостатки формы:
- необходимость подстраиваться под общее расписание и согласовывать выбор учебников;
- нужно выстраивать отношения с родителями других учеников или администрацией частного центра.
Приглашение репетиторов
Чтобы организовать обучение в оптимальном темпе, учитывая способности ребенка, родители нанимают индивидуальных преподавателей.
Занятия с репетиторами проходят очно или онлайн. Это одна из наиболее эффективных форм организации семейного обучения.
Репетиторы помогают ученикам освоить стандартную школьную программу и углубленные курсы, готовят к олимпиадам и экзаменам по всем академическим предметам.
Часто ученики получают и все необходимые учебные материалы, и родителям не приходится самостоятельно ничего покупать.
Однако высокое качество услуг и индивидуальный подход не дешевы, и не каждому доступна такая форма занятий. Можно сэкономить, занимаясь в паре или мини-группе
Плюсы обучения с репетиторами:
- высокая эффективность занятий;
- экономия времени родителей;
- учет запросов семьи, а также способностей и интересов ребёнка;
- индивидуальное расписание.
- Существенный и единственный недостаток обращения к репетиторам – высокая стоимость индивидуального урока в сравнении с групповым.
Преимущества и недостатки семейного образования
Отказ от традиционной формы получения образования приносит ребенку ряд преимуществ:
- Возможность уделять больше внимания нужным и интересным предметам.
- Выбор индивидуального темпа освоения программ и возможность самостоятельно распределять нагрузку.
- Введение в курс обучения предметов, не входящих в программы основного общего образования.
- Обучение в спокойной, комфортной домашней атмосфере.
Недостатки обязательно присутствуют в любой форме образования. Рано или поздно возникают следующие ситуации:
- недостаток общения со сверстниками в рабочей обстановке, что провоцирует потерю некоторых коммуникативных навыков;
- отсутствие конкуренции лишает учащегося дополнительного стимула в обучении;
- свобода приводит к неумению работать по заданным параметрам;
- для родителей значительно увеличивается ответственность за качество образования ребенка.
Отдельно стоит отметить такой момент, как сложность адаптации ребенка к новой форме получения образования. Если он уже учился в школе, перестроиться не так легко. Многие родители ошибочно пытаются выстроить дома такой же порядок, как в школе. В этом нет необходимости. Но организовать процесс нужно эффективно, а это не всегда удается.
Как перейти на семейную форму обучения
Переход на семейное образование оформляется путем подачи заявления в ОУ, в которой ранее обучался ребенок. Ни один родитель не обязан ни перед кем обосновывать причины принятого решения. Чтобы начать учиться дома, не требуется никаких медицинских справок, врачебных показаний.
Не имеет значения и образование самих родителей, берущих на себя обязанности по обучению ребенка. Его может не быть вовсе. И это не повод отказать в переводе.
Этапы перехода на семейное образование:
- Поставить в известность официальные органы, которые отвечают за образование в конкретном регионе. В большинстве случаев достаточно подать заявление в образовательное учреждение. Администрация которого остальные правовые аспекты регулирует самостоятельно. Иногда родителям требуется связываться с представителями Управления Образования конкретного муниципалитета.
- Отчислиться из школы и прикрепиться к школе уже для прохождения аттестаций.
- Выбрать онлайн школу, нанять репетиторов или подготовиться самостоятельно.
- Организовать учебный процесс.
- Организовать промежуточную и итоговую аттестацию путем составления договора со школой, к которой прикреплен ребенок. При участии родителей школьника составляется график и порядок прохождения аттестаций, согласуется время обучения.
В 2021 году правила перехода на семейное обучение немного скорректированы. Если ребенок уже посещает школу, нужно написать заявление на отчисление и забрать документы. Согласно приказу Минпросвещения, родители обязаны уведомить территориальный орган управления образованием о своем решении в течение 15 дней после получения личного дела или за 15 дней до начала учебного года.
Частые вопросы
Статьёй 35 ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрена компенсация затрат на учебники и учебные пособия. Если ребенку не выданы учебники и пособия, вы имеете право требовать компенсацию в уполномоченных государственных органов. Компенсации за то, что ребенок не обедает в школе, не занимается в группе продленного дня, не посещает какие-либо секции, не пользуется спортзалом в настоящее время законом не предусмотрено. Теоретически ее можно потребовать через суд, так как такое право неотъемлемо от ученика.
Форму обучения можно менять на любом этапе, независимо от начала конца четверти или полугодия.
Нормативных требований к оформлению письменных работ сейчас нет. Могут быть даны только рекомендации учителя, который будет проводить контрольную. Оценка может снижать только в том случае, если требования прописаны в локальном акте образовательной организации.
На семейной форме обучения 34 статьей Закона об образовании предусмотрена аттестация в качестве экстерна, а также дается право на досрочную, по мере подготовленности учащегося, промежуточную аттестацию, то есть досрочный перевод из класса в класс. Вы учите своего ребенка в соответствии с его развитием и сдаете контрольные по мере готовности. К примеру, можно писать заявление раз в 2 – 3 месяца. По заявлению родителей школа назначает аттестацию ребенка за первый класс и принимает сразу во второй на семейное образование. Как вариант, можно проводить аттестацию за первый и второй класс с интервалом в 2 – 3 месяца и начать сразу обучение в 3 классе. Порядок действий согласуется с администрацией конкретного ОУ.
На семейной форме обучения ответственность за результаты образования несут родители. Школа только аттестует ребенка. Поэтому в рамках утвержденного Минобразованием перечня учебников вы можете выбирать тот, который более подходит вам по вашему мнению.
Перевод в следующий класс на СО осуществляется по результатам положительных оценок на промежуточной аттестации. Контролировать сам процесс обучения и осуществлять текущую аттестацию школа не имеет права. Когда пишете заявление на проведение промежуточной аттестации, обязательно указывайте: «прошу провести промежуточную аттестацию в качестве экстерна».
В соответствии с Приказом Минобрнауки от 26 декабря 2013 г. к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план за каждый год обучения. Допуск оформляется приказом по школе. Согласно Приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. No 1015 освоение общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем. Для получения допуска необходимо обязательно необходимо обращаться в учебное заведение, к которому ребенок прикреплен. Аттестат выдается школой, к которой прикреплен ученик после успешного прохождения итоговой и промежуточной аттестации.