Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

Многие современные родители озабочены ранним развитием ребенка, и практически с пеленок водят его в студии, секции и кружки. Как только малыш начинает ходить, его начинают учить буквам, цифрам, в стремлении получить настоящего гения. При этом роль игры в жизни ребенка явно недооценивается.

Она кажется «продвинутым» мамам и папам пустой тратой времени. Однако то, что родители принимают за бесполезное времяпровождение, как раз и является в детском возрасте способом познания мира. Игра – ведущая деятельность для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, и она крайне необходима для его развития.

Почему дети должны играть в обычные игры

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

Никто не отрицает пользу развивающих занятий с маленькими детьми. Опытные педагоги предлагают различные методики на совершенствование моторики, памяти, внимания, логики, речи, эмоционального интеллекта. Есть даже занятия для обучения буквам и цифрам малышей с возраста 1 – 2 лет.

Безусловно, родители руководствуются благими целями. Но не стоит забывать, что в гонке за «ранним» развитием у ребенка не остается времени на простые, обычные игры. Их родители считают баловством.

Родители думают что, доставать игрушки из шкафа, разбрасывать детали конструктора, бегать по комнате с машинкой и другие бесцельные действия – это потеря драгоценного времени. Между тем именно это «баловство» и есть познание окружающего мира.

В процессе игры ребенок развивается физически, психологически и личностно:

  • Развитие нравственных качеств. Сюжеты детских игр выдуманные, но они все делают не «понарошку», а «взаправду». Игровые ситуации – это настоящий полигон, где малыш учится быть честным, решительным, смелым, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом. Именно поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать из ее развития правильные выводы.
  • Развитие познавательной сферы. Играя, ребенок познает окружающий мир, узнает свойства предметов, их назначение. Проявляется это уже в самом раннем возрасте, когда младенец манипулирует предметами: рассматривает, пробует на вкус, трясет, ощупывает. Затем он учится складывать игрушки в корзину, собирать пирамидку, катать машинку. И эти действия развивают познавательные процессы: память, внимание, мышление, логику.
  • Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитиеРазвитие коммуникативных навыков и речи. Эти навыки развиваются в процессе сюжетно-ролевых игр, когда ребенок примеряет на себя роли взрослых и пытается выполнять их функции.
  • Физическое развитие. В процессе игры ребенок осваивает двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются. В них ребенок учится владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, это важно для растущего организма.
  • Коррекция и развитие эмоций. Сочувствие, жалость, сострадание, эмпатия также выражаются в процессе игры. Иногда в ходе игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребенка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим чувствам и прожить, а затем проанализировать вместе с ребенком сложные для него ситуации.
Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
К сожалению, в современных условиях спонтанные детские игры родители вытесняют занятиями в игровой форме. Но такая деятельность не является в сущности той игрой, которую малыш затевает по своей инициативе и ведет по собственному сценарию. Ребенок должен уметь развлекать себя сам, без руководства и действенного контроля со стороны взрослых.

По-настоящему «качественные» детские игры почти всегда «неудобны» для родителей. Кому понравится битва подушками, постройка шалаша из одеял, расстановка деталей конструктора буквально по всей квартире, сооружение «карнавальных» костюмов из одежды мамы и папы, тотальный беспорядок везде!

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

Но не стоит ограничивать ребенка в его фантазии и играх, ведь правильно говорят, что всему свое время, а детство – это время игры. Ребенок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Умеют ли родители играть с детьми

Когда психологи задают вопрос родителям, играют ли они с детьми, то ответы чаще всего стандартные: собираем пазлы, мозаику или конструктор, рисуем, учим цифры, считаем, рассматриваем картинки и беседуем. Одним словом, игра, по их мнению, это только обучение и развитие.

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

Но это не совсем то. С ребенком нужно периодически играть именно в его игры, так, как хочет он. И вспомнить нужно себя в детстве и свои любимые занятия.

Просто играть с ребенком сложно. Придумывать сюжет, фантазировать, немного снизить контроль и дать волю собственным эмоциям. Нужно суметь почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, направление. Другими словами – нужно снова стать ребенком!

В игре малыш может многое поведать о себе и своих чувствах родителю. Он еще не способен ясно выражать свои мысли, рассказывать, что его тревожит или радует. Эту информацию можно почерпнуть, наблюдая за своим чадом в процессе игры. Каждое действие, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря им мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка.

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

Важно чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала можно просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понять, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика. Может, так он рассказывает о том, что происходило в группе.

В нужный момент ребенок сам вовлечет родителей в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать его действия.

Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Поэтому побросайте кубики вместе с ним.

Главные правила совместной игры взрослого и ребенка:

  • Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитиене играть, если не хочется;
  • не менять авторитарно правила в середине игры.
  • договариваться, а не руководить;
  • быть собой и выражать собственные эмоции;
  • не поддаваться явно в соревнованиях;
  • не разрушать игру в процессе без особой необходимости.
  • не насмехаться и не глумиться;
  • не демонстрировать власть.
Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
Не пытайтесь руководить игрой малыша постоянно. Он периодически организовывать свои занятия самостоятельно, иметь пространство для уединения.

Компьютерные игры: «за» и «против»

Современную жизнь невозможно представить без смартфонов, планшетов и компьютеров. Но многие родители стараются оградить ребенка от увлечения этими гаджетами, и всячески пытаются если не запретить полностью, то хотя бы минимизировать увлечение детей мобильными играми, которые «портят глаза», «перегружают психику» и даже «отупляют».

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

Отчасти они правы, но не все так однозначно. Компьютерные игры, по мнению педагогов и психологов, это не зло. Многочисленные исследования доказывают, что их негативное влияние на психику и физическое здоровье ребенка преувеличено. Это не означает, что в этих играх только плюсы, есть и минусы. Но полный отказ от них также не допустим.

Современное образование активно использует цифровые технологии. Практически все образовательные учреждения, включая детские сады, оснащены компьютерной техникой, интерактивными досками, на которых дети учатся работать с ранних лет.

Нельзя выкинуть ребенка из современных реалий и полностью оградить от стремительно врывающегося в нашу жизнь виртуального мира. Но передовые технологии нужно использовать с умом, а в раннем детстве крайне дозированно.

Польза компьютерных игр для ребенка заключается в следующем:

  • В обществе стоек стереотип, что экран компьютера или планшета однозначно наносит вред зрению ребенка. Но если соблюдать правила во время их использования, он сводится к нулю. Напротив, мелькание различных картинок, необходимость следить за передвижением героев и курсора мышки тренируют глазную мышцу. Существуют даже специальные компьютерные программы для коррекции зрения с помощью компьютера.
  • Повышение мотивации. Компьютерная игра – это всегда весело и увлекательно. Обучающие игры сделаны интересно, дают новые знания, стимулируют к процессу изучения каких-либо научных областей. Для детей, которые слабо мотивированы на учебу — это настоящий стимул.

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

  • Развитие мышления. Большинство игр развивает логику, способность к анализу и синтезу информации. Особенно отличаются этими качествами игры-стратегии. Их сюжет предполагает развитие способности планировать и прогнозировать, строить многоступенчатые ходы.
  • Развитие физиологических навыков. Работа на компьютере способствует развитию мелкой моторики, зрительной координации. Не важно, используется ли клавиатура или сенсорная панель. В любом случае задействованы пальцы, а с ними, как известно, связана речь.

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

  • Развитие уверенности. Многие игры предполагают поэтапное прохождение уровней. Ребенок, выполняя задания, радуется своим успехам, приобретает веру в свои силы, а это немаловажно в дальнейшем процессе обучения в школе.

Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие

  • Развитие внимания. Независимо от жанра, любая мобильная игра тренирует внимательность, умение сосредоточиться, воспринимать большой объем информации.

Виртуальный мир — не безусловное добро, у многих игр есть свои недостатки. Игры могут отрицательно влиять на эмоционально-волевую, эмоционально-личностную и коммуникативную сферы детской личности.

  • Проводя много времени за компьютером, ребенок привыкает к примитивной обратной связи, запрограммированной самой игрой. И это отличается от реальной жизни. Кроме того, увлеченному игрой ребенку сложно понять, что с живым человеком, в отличие от компьютера, не получится играть в любой момент, поскольку нужно учитывать его желания.
  • Эмоции виртуальных персонажей преувеличены и отличаются от реальной жизни, в которой люди выражают чувства не так. Нужно учиться распознавать чужие чувства, а игры этого не дают. Ребенку, полностью погруженному в виртуальный мир игры, тяжело общаться с реальными людьми.

Правила выбора компьютерных игр для ребенка

Чтобы компьютер принес ребенку пользу и не навредил, родители должны контролировать, в какие игры он играет.

Отбирать игры нужно по определенным критериям:

  • Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитиеСистемные требования. Выясните, достаточно ли ваша техника мощная, чтобы воспроизвести выбранную игру, не являются ли ее основные функции платными. Если ребенок не может спокойно поиграть, это может вызвать у него тревогу и раздражение.
  • Рейтинг игры и отзывы. Скачивая игру из магазина приложений, изучите мнение пользователей, посмотрите скриншоты. Много информации можно найти на родительских форумах. Пренебрегайте советами тех, кто уже использовал игру.
  • Возрастные ограничения. Трехлетнему малышу не подойдет развивающее приложение с пометкой 5+, поскольку малыш не готов воспринять информацию из него. Шестилетнему ребенку вряд ли будут интересны и полезны игры для более младших детей.
  • Качество дизайна и логика. Прежде чем предложить игру ребенку, сыграйте сами, оцените качество графики, связь картинки с реальным миром. Если на экране появляются зеленые тигры, красные слоны, а главный герой ростом выше деревьев, значит, она ребенку не подходит. Для малыша 3−4 лет игра — это источник информации о мире, и она должна быть реальной.
  • Жанр и цель игры. Если малыш не старше трех лет, ему подойдут развивающие игры. Дошкольникам и первоклассникам уже можно предлагать стратегии и квесты, но с оговоркой: они могут быть как безобидными, так и агрессивными. Если в игре демонстрируются разрушения, оградите от нее ребенка.
Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие
Игры могут способствовать развитию разных навыков: логики, внимания, реакции.

Возрастные рекомендации по жанрам следующие:

  • Детям 2−3 лет полезно играть с предметами, поэтому стоит выбирать игры, где нужно ранжировать объекты по высоте или искать одинаковые предметы.
  • 3−4 года — период развития сенсорных эталонов, восприятия и внимания. Хорошие игры в этот период — ловля птичек или рыбок на экране.
  • В 5−7 лет нужно развивать логику и различные аспекты мышления: найти лишнее, достроить ряд, заполнить таблицу, построить башенку по образцу. Полезными будут симуляторы спортивных игр или ухода за питомцем

Какой бы тщательно подобранной и правильной ни была компьютерная игра, она не должна становиться главным занятием ребенка. У него в распоряжении должны быть настольные игры и конструктор.

Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
Отлично, когда есть возможность устроить ролевые или спортивные игры. Компьютерные игры и приложения часто помогают скоротать время в дороге или в очереди в больнице, но не могут заменить остальные виды досуга и занятий с малышом.

Вопросы родителей

Сын, 3 года, не умеет играть с детьми. Если приходят гости, не дает свои игрушки, кричит и плачет, не дает играть. На улице тоже самое, не делится игрушками и не хочет ни с кем играть. Как реагировать на такое поведение и как научить ребенка играть с другими детками?

А как вы гуляете с ребенком? Пускаете его на площадку, а сами наблюдаете со стороны? Ребенка нужно учить общению и совместной игре: «Смотри, как Таня хочет твою машинку, давай ей дадим и посмотрим, как она обрадуется». Учить меняться игрушками: «Петя, ты хочешь машинку? Давай мы тебе машинку, а ты нам лопатку?». Дома, когда приходят гости, организовывайте совместную игру. Не оставляйте компанию детей предоставленными самим себе. Учите играть вместе. Если Вы этого не делаете, не показываете, как взаимодействовать с другими детьми, то как ребенок научится?

Любим играть с ребенком в настольные игры. Но если он чувствует, что начинает проигрывать, сразу бросает все и отказывается заканчивать. Что делать? Не играть совсем?

Как раз наоборот. Именно дома, в безопасном месте ребенок должен научиться справляться с неудачами. Если вы не будете играть из-за такого поведения, оно продолжится во время учебы. Попробуйте показать поведение ребенка ему самому. Проиграйте и начните действовать как он. Потом обсудите такое поведение.

Ребенок отказывается играть со мной. В чем причина и нужно ли настаивать?

Скорее всего, вы играете с ребенком, потому что должны, не испытывая положительных эмоций. Ребенок это чувствует. Чем игра, во время которой вы думаете о другом и играете как бы по принуждению, лучше никакой. Даже полчаса искреннего, заинтересованного общения, чем принужденные и неискренние игры. Если вам трудно вести себя в игре эмоционально и заинтересованно, найдите другие совместные занятия. Или попытайтесь играть как ребенок, увлеченно.

Видео-советы: как правильно играть с ребенком

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: