Что значит игра в жизни ребенка и как она влияет на его развитие
Многие современные родители озабочены ранним развитием ребенка, и практически с пеленок водят его в студии, секции и кружки. Как только малыш начинает ходить, его начинают учить буквам, цифрам, в стремлении получить настоящего гения. При этом роль игры в жизни ребенка явно недооценивается.
Она кажется «продвинутым» мамам и папам пустой тратой времени. Однако то, что родители принимают за бесполезное времяпровождение, как раз и является в детском возрасте способом познания мира. Игра – ведущая деятельность для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, и она крайне необходима для его развития.
Почему дети должны играть в обычные игры
Никто не отрицает пользу развивающих занятий с маленькими детьми. Опытные педагоги предлагают различные методики на совершенствование моторики, памяти, внимания, логики, речи, эмоционального интеллекта. Есть даже занятия для обучения буквам и цифрам малышей с возраста 1 – 2 лет.
Безусловно, родители руководствуются благими целями. Но не стоит забывать, что в гонке за «ранним» развитием у ребенка не остается времени на простые, обычные игры. Их родители считают баловством.
Родители думают что, доставать игрушки из шкафа, разбрасывать детали конструктора, бегать по комнате с машинкой и другие бесцельные действия – это потеря драгоценного времени. Между тем именно это «баловство» и есть познание окружающего мира.
В процессе игры ребенок развивается физически, психологически и личностно:
- Развитие нравственных качеств. Сюжеты детских игр выдуманные, но они все делают не «понарошку», а «взаправду». Игровые ситуации – это настоящий полигон, где малыш учится быть честным, решительным, смелым, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом. Именно поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать из ее развития правильные выводы.
- Развитие познавательной сферы. Играя, ребенок познает окружающий мир, узнает свойства предметов, их назначение. Проявляется это уже в самом раннем возрасте, когда младенец манипулирует предметами: рассматривает, пробует на вкус, трясет, ощупывает. Затем он учится складывать игрушки в корзину, собирать пирамидку, катать машинку. И эти действия развивают познавательные процессы: память, внимание, мышление, логику.
- Развитие коммуникативных навыков и речи. Эти навыки развиваются в процессе сюжетно-ролевых игр, когда ребенок примеряет на себя роли взрослых и пытается выполнять их функции.
- Физическое развитие. В процессе игры ребенок осваивает двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются. В них ребенок учится владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, это важно для растущего организма.
- Коррекция и развитие эмоций. Сочувствие, жалость, сострадание, эмпатия также выражаются в процессе игры. Иногда в ходе игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребенка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим чувствам и прожить, а затем проанализировать вместе с ребенком сложные для него ситуации.
По-настоящему «качественные» детские игры почти всегда «неудобны» для родителей. Кому понравится битва подушками, постройка шалаша из одеял, расстановка деталей конструктора буквально по всей квартире, сооружение «карнавальных» костюмов из одежды мамы и папы, тотальный беспорядок везде!
Но не стоит ограничивать ребенка в его фантазии и играх, ведь правильно говорят, что всему свое время, а детство – это время игры. Ребенок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.
Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Умеют ли родители играть с детьми
Когда психологи задают вопрос родителям, играют ли они с детьми, то ответы чаще всего стандартные: собираем пазлы, мозаику или конструктор, рисуем, учим цифры, считаем, рассматриваем картинки и беседуем. Одним словом, игра, по их мнению, это только обучение и развитие.
Но это не совсем то. С ребенком нужно периодически играть именно в его игры, так, как хочет он. И вспомнить нужно себя в детстве и свои любимые занятия.
Просто играть с ребенком сложно. Придумывать сюжет, фантазировать, немного снизить контроль и дать волю собственным эмоциям. Нужно суметь почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, направление. Другими словами – нужно снова стать ребенком!
В игре малыш может многое поведать о себе и своих чувствах родителю. Он еще не способен ясно выражать свои мысли, рассказывать, что его тревожит или радует. Эту информацию можно почерпнуть, наблюдая за своим чадом в процессе игры. Каждое действие, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря им мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка.
Важно чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала можно просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понять, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика. Может, так он рассказывает о том, что происходило в группе.
В нужный момент ребенок сам вовлечет родителей в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать его действия.
Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Поэтому побросайте кубики вместе с ним.
Главные правила совместной игры взрослого и ребенка:
- не играть, если не хочется;
- не менять авторитарно правила в середине игры.
- договариваться, а не руководить;
- быть собой и выражать собственные эмоции;
- не поддаваться явно в соревнованиях;
- не разрушать игру в процессе без особой необходимости.
- не насмехаться и не глумиться;
- не демонстрировать власть.
Компьютерные игры: «за» и «против»
Современную жизнь невозможно представить без смартфонов, планшетов и компьютеров. Но многие родители стараются оградить ребенка от увлечения этими гаджетами, и всячески пытаются если не запретить полностью, то хотя бы минимизировать увлечение детей мобильными играми, которые «портят глаза», «перегружают психику» и даже «отупляют».
Отчасти они правы, но не все так однозначно. Компьютерные игры, по мнению педагогов и психологов, это не зло. Многочисленные исследования доказывают, что их негативное влияние на психику и физическое здоровье ребенка преувеличено. Это не означает, что в этих играх только плюсы, есть и минусы. Но полный отказ от них также не допустим.
Современное образование активно использует цифровые технологии. Практически все образовательные учреждения, включая детские сады, оснащены компьютерной техникой, интерактивными досками, на которых дети учатся работать с ранних лет.
Нельзя выкинуть ребенка из современных реалий и полностью оградить от стремительно врывающегося в нашу жизнь виртуального мира. Но передовые технологии нужно использовать с умом, а в раннем детстве крайне дозированно.
Польза компьютерных игр для ребенка заключается в следующем:
- В обществе стоек стереотип, что экран компьютера или планшета однозначно наносит вред зрению ребенка. Но если соблюдать правила во время их использования, он сводится к нулю. Напротив, мелькание различных картинок, необходимость следить за передвижением героев и курсора мышки тренируют глазную мышцу. Существуют даже специальные компьютерные программы для коррекции зрения с помощью компьютера.
- Повышение мотивации. Компьютерная игра – это всегда весело и увлекательно. Обучающие игры сделаны интересно, дают новые знания, стимулируют к процессу изучения каких-либо научных областей. Для детей, которые слабо мотивированы на учебу — это настоящий стимул.
- Развитие мышления. Большинство игр развивает логику, способность к анализу и синтезу информации. Особенно отличаются этими качествами игры-стратегии. Их сюжет предполагает развитие способности планировать и прогнозировать, строить многоступенчатые ходы.
- Развитие физиологических навыков. Работа на компьютере способствует развитию мелкой моторики, зрительной координации. Не важно, используется ли клавиатура или сенсорная панель. В любом случае задействованы пальцы, а с ними, как известно, связана речь.
- Развитие уверенности. Многие игры предполагают поэтапное прохождение уровней. Ребенок, выполняя задания, радуется своим успехам, приобретает веру в свои силы, а это немаловажно в дальнейшем процессе обучения в школе.
Виртуальный мир — не безусловное добро, у многих игр есть свои недостатки. Игры могут отрицательно влиять на эмоционально-волевую, эмоционально-личностную и коммуникативную сферы детской личности.
- Проводя много времени за компьютером, ребенок привыкает к примитивной обратной связи, запрограммированной самой игрой. И это отличается от реальной жизни. Кроме того, увлеченному игрой ребенку сложно понять, что с живым человеком, в отличие от компьютера, не получится играть в любой момент, поскольку нужно учитывать его желания.
- Эмоции виртуальных персонажей преувеличены и отличаются от реальной жизни, в которой люди выражают чувства не так. Нужно учиться распознавать чужие чувства, а игры этого не дают. Ребенку, полностью погруженному в виртуальный мир игры, тяжело общаться с реальными людьми.
Правила выбора компьютерных игр для ребенка
Чтобы компьютер принес ребенку пользу и не навредил, родители должны контролировать, в какие игры он играет.
Отбирать игры нужно по определенным критериям:
- Системные требования. Выясните, достаточно ли ваша техника мощная, чтобы воспроизвести выбранную игру, не являются ли ее основные функции платными. Если ребенок не может спокойно поиграть, это может вызвать у него тревогу и раздражение.
- Рейтинг игры и отзывы. Скачивая игру из магазина приложений, изучите мнение пользователей, посмотрите скриншоты. Много информации можно найти на родительских форумах. Пренебрегайте советами тех, кто уже использовал игру.
- Возрастные ограничения. Трехлетнему малышу не подойдет развивающее приложение с пометкой 5+, поскольку малыш не готов воспринять информацию из него. Шестилетнему ребенку вряд ли будут интересны и полезны игры для более младших детей.
- Качество дизайна и логика. Прежде чем предложить игру ребенку, сыграйте сами, оцените качество графики, связь картинки с реальным миром. Если на экране появляются зеленые тигры, красные слоны, а главный герой ростом выше деревьев, значит, она ребенку не подходит. Для малыша 3−4 лет игра — это источник информации о мире, и она должна быть реальной.
- Жанр и цель игры. Если малыш не старше трех лет, ему подойдут развивающие игры. Дошкольникам и первоклассникам уже можно предлагать стратегии и квесты, но с оговоркой: они могут быть как безобидными, так и агрессивными. Если в игре демонстрируются разрушения, оградите от нее ребенка.
Возрастные рекомендации по жанрам следующие:
- Детям 2−3 лет полезно играть с предметами, поэтому стоит выбирать игры, где нужно ранжировать объекты по высоте или искать одинаковые предметы.
- 3−4 года — период развития сенсорных эталонов, восприятия и внимания. Хорошие игры в этот период — ловля птичек или рыбок на экране.
- В 5−7 лет нужно развивать логику и различные аспекты мышления: найти лишнее, достроить ряд, заполнить таблицу, построить башенку по образцу. Полезными будут симуляторы спортивных игр или ухода за питомцем
Какой бы тщательно подобранной и правильной ни была компьютерная игра, она не должна становиться главным занятием ребенка. У него в распоряжении должны быть настольные игры и конструктор.
Вопросы родителей
А как вы гуляете с ребенком? Пускаете его на площадку, а сами наблюдаете со стороны? Ребенка нужно учить общению и совместной игре: «Смотри, как Таня хочет твою машинку, давай ей дадим и посмотрим, как она обрадуется». Учить меняться игрушками: «Петя, ты хочешь машинку? Давай мы тебе машинку, а ты нам лопатку?». Дома, когда приходят гости, организовывайте совместную игру. Не оставляйте компанию детей предоставленными самим себе. Учите играть вместе. Если Вы этого не делаете, не показываете, как взаимодействовать с другими детьми, то как ребенок научится?
Как раз наоборот. Именно дома, в безопасном месте ребенок должен научиться справляться с неудачами. Если вы не будете играть из-за такого поведения, оно продолжится во время учебы. Попробуйте показать поведение ребенка ему самому. Проиграйте и начните действовать как он. Потом обсудите такое поведение.
Скорее всего, вы играете с ребенком, потому что должны, не испытывая положительных эмоций. Ребенок это чувствует. Чем игра, во время которой вы думаете о другом и играете как бы по принуждению, лучше никакой. Даже полчаса искреннего, заинтересованного общения, чем принужденные и неискренние игры. Если вам трудно вести себя в игре эмоционально и заинтересованно, найдите другие совместные занятия. Или попытайтесь играть как ребенок, увлеченно.