Образование детей с нарушениями речи. Особенности и законы

Нарушениями речи называют любые отклонения от языковой нормы.

девочка говори и показывает рукой

Чаще всего встречаются такие нарушения, как заикание и скороговорение. В этих случаях назначаются только занятия с логопедом

мальчик что-то говорит

А вот нарушение артикуляции и невозможность произносить определенные буквы и звуки считается серьезным отклонением. Оно требует получение отдельного образования, особенно на начальных этапах.

Игнорирование проблемы чревато тем, что ребенок не сможет коммуницировать со сверстниками и правильно воспринимать школьный материал.

Отдельно же рассматриваются проблемы физического характера, которые приводят к нарушению речи (травма горла, трахеи или гортани).

Основы специального образования

дети общаются в классе

Несмотря на причины нарушения речи, конечную степень и методику должен подбирать специалист.

Процесс образования нацелен на следующие пункты:

  1. Активное общение с одноклассниками и учителями;
  2. Понимание и/или проведение устных презентаций;
  3. Участие в обсуждениях;
  4. Коррекция речи при прогрессе или регрессе.

Советы учителям и родителям

дети слушают учителяСамое важное при коррекции речи ребенка – это вовремя начать обучение. Дети дошкольного возраста легче поддаются обучению, чем школьники.

В таких случаях, как заикание и нарушение артикуляции, детей отправляют в специализированные классы. Если же заболевание невозможно вылечить, дети остаются в таком классе до конца обучения.

дети сторонятся мальчикаНе рекомендуется отдавать детей с нарушением речи в обычные классы – это может повлечь за собой издевательства сверстников и как следствие тяжелую психологическую травму.

Часто учителя не обращают внимания на издевательства среди детей, считая это «естественным процессом взросления». Родителям стоит быть начеку, чтобы вовремя исправить ситуацию и отказаться от класса и педагога.

Один день из жизни педагога

Рассмотрим пример педагога по речевому развитию из штата Коннектикут Кристины. Она работает не только с детьми, но и со взрослыми, имеющими нарушение речи разной степени. Как правило, проблемы с речью в зрелом возрасте говорят о том, что ранее лечение проходило неправильно.

Кристина работает в нескольких классах одновременно.

мальчик прижатым к губам пальцем1. Самым сложным пациентом для себя она считает Робби, первоклассника с апраксией речи. Его речь прерывиста и практически непонятна окружающим, так как он говорит монотонно, делая странные паузы и пытаясь сформулировать слова в единое предложение.

Чем старше он становится, тем сложнее бороться с этим недугом. И это при том, что в физическом плане ребенок абсолютно здоров. Проблема заключается в неправильной работе мозга и его задержке при отклике на попытки произнести фразу.

Мышцы всего тела работают так же заторможено. Апраксия неизлечима, поэтому Робби придется работать с педагогом всю жизнь.

девочка улыбается и говорит2. В отличие от Робби, третьеклассница Перл страдает совершенно другим расстройством. Ей приходится заниматься с Кристиной один на один, исключительно индивидуально. У Перл дизартрия, что делает речь девочки невнятной, тихой, хриплой и медленной.

Причина кроется в мышцах языка, губ, неба и челюсти.

Занимаясь с педагогом, Перл пытается укрепить свои мышцы путем различных артикуляционных упражнений.

мальчик говорит быстро3. А вот Марио из четвертого класса страдает распространенной проблемой, которая для нашей страны является скорее говором или особенностью отдельных регионов – это скороговорение.

Кристина помогает Марио научиться замедлять речь и контролировать дыхание во время разговора. И в последнее время прогресс налицо – мальчик научился контролировать свою речь и замедлять ее.

К сожалению, не все дети с нарушением речи могут учиться со сверстниками даже в специализированном классе. Робби, Перл и Марио живое подтверждение этому грустному факту.

Поиск помощи

девочка говорит что-то

Обращаться за помощью необходимо сразу же после выявления проблемы. При первых подозрениях немедленно обратитесь к логопеду, которого может посоветовать ваш участковый педиатр.

девочка пытается что-то сказать

Часто родители воспринимают обычный «детский лепет» за нарушение, но не стоит торопиться с выводами. Без консультации специалиста не вздумайте принимать какие-либо меры на свое усмотрение.

Помощь младенцам. Раннее вмешательство

девочка и докторНа ранних стадиях выявить проблемы с речью довольно-таки сложно. Порой даже специалисты не могут правильно поставить диагноз, если ребенок еще не обладает зачатками полноценной речи. Обратите внимание на такой термин как раннее вмешательство.

Раннее вмешательство — это система услуг, направленная на помощь младенцам, детям с ограниченными возможностями (до трехлетнего возраста) и их семьям. Это предусмотрено законом и входит в обязанности любого педиатра.

доктор слушает девочкуБлагодаря раннему вмешательству родители могут бесплатно обследовать своего ребенка для выявления нарушения или заторможенности речи.

Если после обследования выясняется, что ребенку нужна помощь, сразу решается способ обучения – индивидуальный или групповой.

Помните, все эти услуги оказываются бесплатно, не торопитесь обращаться к частным логопедам, которые в большинстве своем не имеют подобного опыта работы с больными детьми.

ребенку проверяют ушиПлюс к этому, вы получите множество рекомендаций, чтобы знать, как вести себя с ребенком дома.

Если понадобится индивидуальная работа со специалистами, затраты будут зависеть только от ваших доходов и не превысят более 10% от месячной суммы.

На данный момент в каждом регионе России проводятся такие программы. Если педиатр отказывается от выписки направления, вы всегда можете обратиться с жалобой в министерство здравоохранения. Не бойтесь отстаивать права ребенка – от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Помощь дошкольникам и детям школьного возраста

девочка-подросток на приеме у доктораОбязательное обучение доступно для детей от 3 до 18 лет (за рубежом эта цифра увеличена до 21). Если нарушение языковых функций определяется как инвалидность, после обучения в средней школе ребенку должна полагаться пенсия и специальное трудоустройство.

Гораздо сложнее обстоят дела с детьми, которые начали страдать этим недугом непосредственно во время обучения в школе.

доктор беседует с девушкойУчителя не всегда обращают на это внимание, а родители элементарно этого могут не услышать, так как в подростковом возрасте нарушение речи агрессивнее всего проявляется в моменты стресса. В любом случае, при малейшем подозрении родители вправе требовать отдельную оценку своего ребенка.

Кстати, оценка, как и дальнейшая переоценка возможностей учащегося всегда проходит бесплатно. Что бы вам ни говорили, никаких денег сдавать не нужно.

врач с подростоком В случае со взрослыми детьми, индивидуальная программа обучения разрабатывается только в том случае, если ребенку поставлена любая степень инвалидности. В остальном же, особых различий в планах обучения дошкольников и школьников нет.

Главное – найти грамотного специалиста, который сможет найти индивидуальный подход к вашему ребенку. Все эти услуги также предоставляются бесплатно.

Перед разговором с педагогами обязательно посетите доктора, чтобы точно выявить причину нарушения речи. В отдельных случаях проблемы с языком могут быть симптомом другого, более серьезного заболевания.

Этапы специального обучения

мальчик занимается с логопедомВ основе образования детей с нарушением речи лежит развитие коммуникативных навыков. При желании ребенок может проходить обучение в средней школе, но при условии посещения дополнительных занятий со специалистом.

Единых условий и критериев нет, но шаги, как правило, идентичны для каждого из вариантов. Чаще всего педагоги и специалисты не дают рекомендаций для обучения ребенка в школе-интернате, так как задержка речи не связана с умственными способностями ребенка.

Основным специалистом при языковых проблемах является логопед — доктор, работающий с патологиями речи. Именно он в дальнейшем и будет проводить переоценку возможностей ребенка.

девочка занимается с логопедомОбучение ребенка и лечение патологии речи включают в себя следующие этапы:

  • Выявление нарушения речи.
  • Диагностику и оценку конкретных речевых или языковых нарушений.
  • Направление для получения медицинской или другой профессиональной помощи, необходимой для коррекции, лечения или обучения.
  • Непосредственно предоставление самих услуг.
  • Консультацию родителей и педагогов.

упражнение с логопедомВ особенных случаях также назначаются дополнительные меры в виде:

  • индивидуальной терапии для ребенка;
  • подбора состава педагогов;
  • наблюдения за ребенком в школе и дома.

Речевая терапия часто проходит на протяжении всего школьного периода и заканчивается раньше только в том случае, если ребенок удачно прошел переоценку специалистами.

Дети с нарушением двигательного аппарата и получившие расстройство речи вследствие травмы рассматриваются как отдельная группа. Также в условиях коронавируса не исключено и дистанционное обучение.

Таким образом, работа над проблемой не должна быть приостановлена, иначе весь прогресс может моментально исчезнуть.

Видео: виды речевых нарушений у детей

Часто задаваемые вопросы

Как учителя поддерживают ребенка в условиях обучения в средней школе?

В перовую очередь, учитель должен грамотно владеть своей речью. Так ребенок с первого класса будет слышать правильную речь и стремиться к этому идеалу. Не исключено, что педагог одновременно может иметь образование логопеда. Имейте в виду, что детям с нарушением речи требуется совершенно другая форма общения. Только при таком подходе можно добиться хорошего результата.

Как я могу помочь своему ребенку при нарушении речи?

Читайте и разговаривайте с ребенком, чтобы помочь ему выучить слова и правильно их произносить. Внимательно слушайте и отвечайте на все его вопросы. Также побуждайте ребенка задавать вопросы вам, чтобы грамотно выстроить диалог.

Как нарушение речи влияет на обучение?

Ребенку с нарушением речи очень трудно воспринимать любую устную информацию. В совокупности с трудностями в чтении и письме на первых этапах с ребенком должно проводиться как можно больше индивидуальных занятий.

Как нарушение речи влияет на развитие ребенка?

Речевые проблемы могут повлиять на способность ребенка правильно произносить слова и отдельные звуки, также со временем ребенок может перестать понимать свой родной язык. Часто нарушение речи является симптомом аутизма и прочих врожденных заболеваний.

Как проблемы с речью влияют на общение со сверстниками?

В результате сложности общения со сверстниками ребенок может стать неконтролируемым и агрессивным, особенно если в школе присутствует такая вещь, как издевательства. Иногда ребенок замыкается в себе, не пытаясь идти на контакт даже с педагогами, что значительно мешает обучению и лечению патологии речи.

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: