Образование детей с нарушениями речи. Особенности и законы
Нарушениями речи называют любые отклонения от языковой нормы.
Чаще всего встречаются такие нарушения, как заикание и скороговорение. В этих случаях назначаются только занятия с логопедом
А вот нарушение артикуляции и невозможность произносить определенные буквы и звуки считается серьезным отклонением. Оно требует получение отдельного образования, особенно на начальных этапах.
Игнорирование проблемы чревато тем, что ребенок не сможет коммуницировать со сверстниками и правильно воспринимать школьный материал.
Отдельно же рассматриваются проблемы физического характера, которые приводят к нарушению речи (травма горла, трахеи или гортани).
Основы специального образования
Несмотря на причины нарушения речи, конечную степень и методику должен подбирать специалист.
Процесс образования нацелен на следующие пункты:
- Активное общение с одноклассниками и учителями;
- Понимание и/или проведение устных презентаций;
- Участие в обсуждениях;
- Коррекция речи при прогрессе или регрессе.
Советы учителям и родителям
Самое важное при коррекции речи ребенка – это вовремя начать обучение. Дети дошкольного возраста легче поддаются обучению, чем школьники.
В таких случаях, как заикание и нарушение артикуляции, детей отправляют в специализированные классы. Если же заболевание невозможно вылечить, дети остаются в таком классе до конца обучения.
Не рекомендуется отдавать детей с нарушением речи в обычные классы – это может повлечь за собой издевательства сверстников и как следствие тяжелую психологическую травму.
Часто учителя не обращают внимания на издевательства среди детей, считая это «естественным процессом взросления». Родителям стоит быть начеку, чтобы вовремя исправить ситуацию и отказаться от класса и педагога.
Один день из жизни педагога
Рассмотрим пример педагога по речевому развитию из штата Коннектикут Кристины. Она работает не только с детьми, но и со взрослыми, имеющими нарушение речи разной степени. Как правило, проблемы с речью в зрелом возрасте говорят о том, что ранее лечение проходило неправильно.
Кристина работает в нескольких классах одновременно.
1. Самым сложным пациентом для себя она считает Робби, первоклассника с апраксией речи. Его речь прерывиста и практически непонятна окружающим, так как он говорит монотонно, делая странные паузы и пытаясь сформулировать слова в единое предложение.
Чем старше он становится, тем сложнее бороться с этим недугом. И это при том, что в физическом плане ребенок абсолютно здоров. Проблема заключается в неправильной работе мозга и его задержке при отклике на попытки произнести фразу.
Мышцы всего тела работают так же заторможено. Апраксия неизлечима, поэтому Робби придется работать с педагогом всю жизнь.
2. В отличие от Робби, третьеклассница Перл страдает совершенно другим расстройством. Ей приходится заниматься с Кристиной один на один, исключительно индивидуально. У Перл дизартрия, что делает речь девочки невнятной, тихой, хриплой и медленной.
Причина кроется в мышцах языка, губ, неба и челюсти.
Занимаясь с педагогом, Перл пытается укрепить свои мышцы путем различных артикуляционных упражнений.
3. А вот Марио из четвертого класса страдает распространенной проблемой, которая для нашей страны является скорее говором или особенностью отдельных регионов – это скороговорение.
Кристина помогает Марио научиться замедлять речь и контролировать дыхание во время разговора. И в последнее время прогресс налицо – мальчик научился контролировать свою речь и замедлять ее.
К сожалению, не все дети с нарушением речи могут учиться со сверстниками даже в специализированном классе. Робби, Перл и Марио живое подтверждение этому грустному факту.
Поиск помощи
Обращаться за помощью необходимо сразу же после выявления проблемы. При первых подозрениях немедленно обратитесь к логопеду, которого может посоветовать ваш участковый педиатр.
Часто родители воспринимают обычный «детский лепет» за нарушение, но не стоит торопиться с выводами. Без консультации специалиста не вздумайте принимать какие-либо меры на свое усмотрение.
Помощь младенцам. Раннее вмешательство
На ранних стадиях выявить проблемы с речью довольно-таки сложно. Порой даже специалисты не могут правильно поставить диагноз, если ребенок еще не обладает зачатками полноценной речи. Обратите внимание на такой термин как раннее вмешательство.
Раннее вмешательство — это система услуг, направленная на помощь младенцам, детям с ограниченными возможностями (до трехлетнего возраста) и их семьям. Это предусмотрено законом и входит в обязанности любого педиатра.
Благодаря раннему вмешательству родители могут бесплатно обследовать своего ребенка для выявления нарушения или заторможенности речи.
Если после обследования выясняется, что ребенку нужна помощь, сразу решается способ обучения – индивидуальный или групповой.
Помните, все эти услуги оказываются бесплатно, не торопитесь обращаться к частным логопедам, которые в большинстве своем не имеют подобного опыта работы с больными детьми.
Плюс к этому, вы получите множество рекомендаций, чтобы знать, как вести себя с ребенком дома.
Если понадобится индивидуальная работа со специалистами, затраты будут зависеть только от ваших доходов и не превысят более 10% от месячной суммы.
На данный момент в каждом регионе России проводятся такие программы. Если педиатр отказывается от выписки направления, вы всегда можете обратиться с жалобой в министерство здравоохранения. Не бойтесь отстаивать права ребенка – от этого зависит его дальнейшая жизнь.
Помощь дошкольникам и детям школьного возраста
Обязательное обучение доступно для детей от 3 до 18 лет (за рубежом эта цифра увеличена до 21). Если нарушение языковых функций определяется как инвалидность, после обучения в средней школе ребенку должна полагаться пенсия и специальное трудоустройство.
Гораздо сложнее обстоят дела с детьми, которые начали страдать этим недугом непосредственно во время обучения в школе.
Учителя не всегда обращают на это внимание, а родители элементарно этого могут не услышать, так как в подростковом возрасте нарушение речи агрессивнее всего проявляется в моменты стресса. В любом случае, при малейшем подозрении родители вправе требовать отдельную оценку своего ребенка.
Кстати, оценка, как и дальнейшая переоценка возможностей учащегося всегда проходит бесплатно. Что бы вам ни говорили, никаких денег сдавать не нужно.
В случае со взрослыми детьми, индивидуальная программа обучения разрабатывается только в том случае, если ребенку поставлена любая степень инвалидности. В остальном же, особых различий в планах обучения дошкольников и школьников нет.
Главное – найти грамотного специалиста, который сможет найти индивидуальный подход к вашему ребенку. Все эти услуги также предоставляются бесплатно.
Перед разговором с педагогами обязательно посетите доктора, чтобы точно выявить причину нарушения речи. В отдельных случаях проблемы с языком могут быть симптомом другого, более серьезного заболевания.
Этапы специального обучения
В основе образования детей с нарушением речи лежит развитие коммуникативных навыков. При желании ребенок может проходить обучение в средней школе, но при условии посещения дополнительных занятий со специалистом.
Единых условий и критериев нет, но шаги, как правило, идентичны для каждого из вариантов. Чаще всего педагоги и специалисты не дают рекомендаций для обучения ребенка в школе-интернате, так как задержка речи не связана с умственными способностями ребенка.
Основным специалистом при языковых проблемах является логопед — доктор, работающий с патологиями речи. Именно он в дальнейшем и будет проводить переоценку возможностей ребенка.
Обучение ребенка и лечение патологии речи включают в себя следующие этапы:
- Выявление нарушения речи.
- Диагностику и оценку конкретных речевых или языковых нарушений.
- Направление для получения медицинской или другой профессиональной помощи, необходимой для коррекции, лечения или обучения.
- Непосредственно предоставление самих услуг.
- Консультацию родителей и педагогов.
В особенных случаях также назначаются дополнительные меры в виде:
- индивидуальной терапии для ребенка;
- подбора состава педагогов;
- наблюдения за ребенком в школе и дома.
Речевая терапия часто проходит на протяжении всего школьного периода и заканчивается раньше только в том случае, если ребенок удачно прошел переоценку специалистами.
Дети с нарушением двигательного аппарата и получившие расстройство речи вследствие травмы рассматриваются как отдельная группа. Также в условиях коронавируса не исключено и дистанционное обучение.
Таким образом, работа над проблемой не должна быть приостановлена, иначе весь прогресс может моментально исчезнуть.
Видео: виды речевых нарушений у детей
Часто задаваемые вопросы
В перовую очередь, учитель должен грамотно владеть своей речью. Так ребенок с первого класса будет слышать правильную речь и стремиться к этому идеалу. Не исключено, что педагог одновременно может иметь образование логопеда. Имейте в виду, что детям с нарушением речи требуется совершенно другая форма общения. Только при таком подходе можно добиться хорошего результата.
Читайте и разговаривайте с ребенком, чтобы помочь ему выучить слова и правильно их произносить. Внимательно слушайте и отвечайте на все его вопросы. Также побуждайте ребенка задавать вопросы вам, чтобы грамотно выстроить диалог.
Ребенку с нарушением речи очень трудно воспринимать любую устную информацию. В совокупности с трудностями в чтении и письме на первых этапах с ребенком должно проводиться как можно больше индивидуальных занятий.
Речевые проблемы могут повлиять на способность ребенка правильно произносить слова и отдельные звуки, также со временем ребенок может перестать понимать свой родной язык. Часто нарушение речи является симптомом аутизма и прочих врожденных заболеваний.
В результате сложности общения со сверстниками ребенок может стать неконтролируемым и агрессивным, особенно если в школе присутствует такая вещь, как издевательства. Иногда ребенок замыкается в себе, не пытаясь идти на контакт даже с педагогами, что значительно мешает обучению и лечению патологии речи.