Эмоциональное развитие ребенка — новое направление в общем развитии личности

Большинство родителей много внимания уделяют интеллектуальному и физическому развитию своих детей. Стремятся дать представление об окружающем мире, прививают навыки самообслуживания, рассказывают об опасностях, подстерегающих дома и на улице. Но в мир эмоций ребенок, как правило, вступает сам, без поддержки взрослых и мудрых советов.

Однако эмоциональная сфера малыша также нуждается в постоянном развитии и коррекции со стороны взрослых. Ведь от психологического самочувствия часто зависит и успешность ребенка, его способность усваивать новые знания.

Естественное желание всех родителей – видеть своего ребенка радостным, довольным и в то же время, правильно реагирующим на душевное состояние окружающих. Именно поэтому так важно умение взрослых разбираться в вопросах эмоций и способах обучения им детей.

Что такое эмоциональный интеллект

Впервые понятие «эмоциональный интеллект» ввели психологи Джон Майер и Питер Сэловей в статье с одноименным названием в 1990 году. Чуть позже к ним присоединился Дэвид Карузо, автор единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT.

В России знакомство с этим понятием произошло, благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману. В 1995 году он опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект», взяв за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

Эмоциональный интеллект — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.

Авторы научных трудов выделяют 4 составляющие этого понятия:

  • восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
  • понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
  • управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
  • использование — активизация работы мозга с помощью эмоций.

Зачем ребенку эмоциональное развитие

Когда взрослые сами были детьми, скорее всего, их никто не учил, что такое эмоции и чувства и что нам с ними делать. Поэтому мы часто не понимаем, почему радуемся или испытываем злость и как управлять этими состояниями. В нашей культуре распространено отношение к эмоциям, как к чему-то мало поддающемуся управлению, к чему-то стихийному, возникающему ниоткуда.

Современные научные исследования объясняют, что эмоции – важный ресурс повышения эффективности деятельности и качества взаимоотношений. Их игнорирование приводит к информационным потерям, стрессам и психосоматическим заболеваниям.

Умение сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами – способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Ее можно и нужно развивать с раннего детства.

Для гармоничного развития интеллекта ребенка, нужно стать его проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе 4 основных этапа:

  1. Научиться распознавать эмоции.
  2. Научиться использовать эмоции в решении задач.
  3. Развить осознанность: понимание причин и последствий возникновения эмоций.
  4. Научиться управлять своими эмоциональными состояниями.

Развитый ЭИ позволяет ребенку эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением. Это поможет быть собранным, сосредоточенным на выполнении задач, успешным.

Практика показывает, что эмоционально развитые дети лучше учатся, свободно справляются с тестовыми заданиями, реже подвергаются влиянию «плохой» компании. Низкий уровень ЭИ приводит к развитию стрессов, потере концентрации внимания.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Родители часто одергивают малыша, не позволяя ему проявлять свои эмоции. Привычные окрики – «Не плачь», «Не кричи» – мы слышим постоянно. Со своей стороны сухо реагируем на успехи и неудачи детей. Нам показали рисунок, а мы бросаем сухое «Хорошо» или «Нормально», вместо тог, чтобы похвалить, описать, что понравилось, какие чувства мы испытали.

Сдерживание детских эмоций, холодное отношение к детским чувствам, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям:

  • Стыд, вина, тревожность. Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, и неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.
  • Агрессивность. Сдерживание негативных эмоций может вызвать накопительный эффект, когда раздражение и гнев накапливается. Потом он выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим, и родители не могут понять, почему добрый малыш вдруг кого-то побил или что-то намеренно сломал.
  • Гиперпослушание. Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Это не осознанное соответствие правилам поведения, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь таких людей полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если управляющие делают это с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести послушное поведение.

Как развивать эмоциональный интеллект

Беседы, игры и упражнения – лучшие варианты развития эмоционального интеллекта ребенка. Задания не должны напоминать планомерную работу. Именно в игре и непосредственном общении малыш лучше усвоит понятия.

Учим ребенка распознавать свои эмоции

С ребенком нужно обсуждать, какие чувства он испытывает. Если малыш чему-то радуется, говорите: «Я думаю, ты сейчас чувствуешь…». Спросите, верна ли ваша догадка. Пусть ребенок опишет свое состояние.

Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
Подавайте пример сами. Озвучивайте свое состояние: «Я очень рада, потому что…», «Я огорчена тем, что…». Когда вы делитесь своими впечатлениями от определенных событий или поступков, то учите ребенка распознавать свои эмоции, создаете атмосферу открытости и доверия в семье.

Эффективный прием – ведение «Дневника эмоций». Вместе с ребенком можно записывать или зарисовывать свои эмоции, которые возникали в течение дня как реакция на события.

Не менее важно распознавание эмоций окружающих. Обращайте внимание на состояние близких или совсем посторонних людей на улице.

Прекрасным инструментом выступят книжки с картинками, мультфильмы, в которых герои проявляют свои чувства. Обязательно обсуждайте происходящие события с малышом.

Знакомьте ребенка с эмоциональными понятиями и связывайте их с физическими действиями.

Можно даже предложить ребенку показать эмоции мимикой и жестами, подавая свой пример:

  • Злость – сведенные брови, широко раскрытые глаза, челюсти плотно сжаты, губы могут быть открыты, придавая рту прямоугольное очертание, или они могут быть плотно сжаты, жесты становятся резкими, отрывистыми, движения могут быть хаотичные.
  • Отвращение – сморщенный нос, брови сдвинуты, верхняя губа может быть приподнята, активное отстранение от объекта отвращения, которое проявляется в позе, движениях, передергивание по телу.
  • Радость – улыбка, смех, пританцовывание, хлопки в ладоши.

  • Страх – верхние веки сильно приподняты, брови сведены, губы сжаты или рот открыт, непроизвольно вырывается крик. Руки задействованы для отталкивания или удара, тело отклоняется назад.
  • Печаль – хмурый взгляд, поникшая голова, плечи, уголки губ опущены, нижняя губа заметно выступает, слабый и тихий голос.

  • Интерес – внимательный и сконцентрированный взгляд, приподнятые или слегка сведенные брови, чуть приоткрытый рот. Движения направлены к предмету интереса.
  • Удивление — широко раскрытые глаза, поднятые, изогнутые брови, наморщенный лоб и открытый круглый рот, ослабленная челюсть.

Игры на развитие эмоций

При подборе игры учитывайте возраст ребенка.

Помогайте, если какие-то вопросы и понятия вызывают затруднения:

  • Подушка злости. Негативные эмоции вредно держать в себе. Заведите в доме подушку, на которую ребенок может направить агрессию. Это поможет выплеснуть негатив и успокоиться.
  • Кубик настроений. Наклейте на грани изображение эмоций. Задавайте вопросы малышу и предлагайте выбрать соответствующую картинку.

  • Угадай по голосу. В этой игре нужно угадывать эмоции по интонации. Попробуйте произносить фразы по-разному. Пусть ребенок попробует угадать, что вы испытываете. Затем предложите ребенку произносить простые фразы с разными эмоциями, как будто вы разговариваете по телефону. Например: «Сегодня на завтрак была овсянка», «Мама вернулась с работы», «Мы едем к бабушке на выходные»
  • Рисуем настроение. Для упражнения нужно использовать краски, но не фломастеры. Настроение меняется каждый день, и задание можно сделать ежедневным. Попробуйте неделю рисовать вместе с ребенком испытанные за день эмоции. В конце недели просмотрите получившиеся картины и обсудите результаты с ребенком.

  • Линии эмоций. Предложите ребенку нарисовать грустную линию, радостную, обиженную, злую, счастливую и так далее. Нарисуйте, как вы видите линии с разными эмоциями. Сравните рисунки. Эта игра развивает воображение и помогает наглядно увидеть разницу между восприятием.
  • Цвет эмоций. Возьмите краски и предложите выбирать цвет различных эмоций. Пусть ребенок нарисует сам. Обычно радость выражают яркими, чистыми цветами. Грусть – серыми и холодными. Отвращение, как правило, зеленого или коричневого цвета.
  • Дневник добра. Это тетрадь или блокнот, с помощью которого можно фиксировать положительные события и эмоции. Берите дневник с собой на прогулки и в путешествия. Можно вклеивать в него фотографии, сделанные в моменты счастья.
  • Зеркало. Покажите эмоцию мимикой и жестами и предложите ребенку угадать, что вы в данный момент испытываете. Затем поменяйтесь ролями.

От осознания к управлению

На данном этапе важно такое понятие, как саморегуляция – это способность управлять своими эмоциями. Развить ее помогает как раз умение осознавать причины эмоционального отклика.

Ребенок должен научиться переходить из одного состояния в другое, управлять сильными, интенсивными чувствами.

К примеру, справиться с гневом поможет следующее упражнение:

  • Обсудите с ребенком, почему реакции разные, что помогает успокоиться. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и обдумывания, прежде чем отвечать.
  • Представь, что ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой, а младший брат/сестра/ друг забрал ее без твоего разрешения. Что бы ты сделал? На следующий день ты опять играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг. Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?

Правила эмоционального развития

Эмоциональное воспитание ребенка не требует планомерных, последовательных и обязательных действий. Развитие должно проходить в непринужденной обстановке, скорее спонтанно, чем четко спланировано.

Соблюдайте следующие правила занятий:

  • Сила выражения. Детям постарше нужно объяснять, что некоторые эмоции не стоит выражать слишком сильно. Учите ребенка смеяться тише, сдерживать гнев, справляться с волнением. Подавайте пример самоконтроля собственным поведением, ведь дети всегда копируют взрослых, иногда даже играют в «злую маму или папу».
  • Добровольность. Не заставляйте ребенка говорить, если в этот момент он к этому не готов. Обсудите ситуацию позже. Учите ребенка проявлять эмоции, подсказывайте, как это сделать, если у него не получается. Если малыш что-то делает неправильно, не говорите, что так проявлять чувства нельзя.

  • Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными к горю и проблемам окружающих. Если ребенок смотрит мультфильм и не переживает за героев, это повод задуматься об его эмоциональной чуткости и постараться ее развивать. Обсуждайте с ребенком ситуации в литературе и на улице. Предлагайте описать чувства других и свои. Подумайте вместе, как можно помочь человеку, проявить участие и сопереживание. Избавьтесь сами и помогите детям освободиться от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их и вас также счастливыми.

Чтобы лучше разобраться в данной сфере и научить правильно проводить развитие эмоционального интеллекта ребенка, родителям стоит прочитать книги: Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»; Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы «ленивой мамы».

Вопросы родителей

Сыну 3 года, стал просыпаться по ночам и очень сильно плакать, говорит страшно, а что именно страшно не говорит. Порой бьет себя по лицу руками. С чем это может быть связано и как реагировать?

Подобное поведение часто встречается у маленьких детей. Причина – информационная и эмоциональная перегрузка в течение дня. Ночью мозг начинает перерабатывать дневные впечатления, и они возникают в форме совсем других образов. Нужно разбудить ребенка, успокоить. Днем дозируйте новые впечатления, не нарушайте режим. Детской психике нужно постоянство, последовательность и предсказуемость событий.

Дочке 2.5 года. Очень любит рисовать, раскрашивать. Но всегда выбирает мрачные цвета карандашей: фиолетовый, черный, темно-синий, коричневый. Я ей показываю, как здорово рисовать яркими цветами – ноль реакции. О чем это может говорить?

К данному возрасту у детей уже появились свои вкусы и предпочтения. Есть много причин выбора темных цветов. Например, они более контрастируют с бумагой. Поэтому, если не наблюдается других особенностей ребенка, которые свидетельствуют об эмоциональном дискомфорте и у вас гармоничные семейные отношения, то поводов для беспокойства нет.

Сыну 1 год, ему нравится щипаться. Я ему говорю: «Нельзя, маме больно!», а он продолжает. Решила его тоже ущипнуть, приговаривая «Кирюше бо-бо». Он начал громко плакать. Что не так? Можете это проявление скрытой агрессии?

В год ребенок исследует мир, щипание можно отнести к разновидности этого процесса. Ребенок не понимает, что маме больно в силу его психического развития. Тем более, не следует рассматривать данное поведение, как форму агрессии. То, что ребенок начинает плакать на ответный щипок – адекватная реакция, ведь ему действительно больно.

Как быть с детскими истериками, когда ребенок хочет чего-то добиться?

Игнорировать. Для маленьких детей важно исследовать мир вокруг себя, реакцию родителей на их поведение. И еще важнее получать эмоциональный отклик со стороны близкого. Ваше эмоциональное отношение к поведению ребенка значат гораздо больше, чем слова и объяснения. Если вы реагируете на истерики, начинаете в ответ ругаться или успокаивать, вы подкрепляете (реагируете) поведение ребенка, оно продолжает существовать и далее. Ребенок понимает, что может чего-то добиться таким поведением. Если игнорируете, оно с течением времени проходит.

Ребенок 4 года слишком эмоционально реагирует на неудачи. Не получилось сделать упражнение «велосипед» на зарядке, или забыл стишок который учили – начинает буквально рыдать, и я не могу его успокоить. Что делать?

Реакция ребенка на жизненные ситуации полностью зависит от реакции родителей. Попробуйте эмоционально ровно реагировать, когда ребенок расстраивается. Поддержите его, но без проявления сильных эмоций. Скажите, например: «Будешь тренироваться - научишься, мама тебя и так любит». Никогда не показывайте свое расстройство, не жалейте ребенка. Видя вашу спокойную реакцию, он со временем будет спокойнее реагировать в подобных ситуациях.

Видео-советы: как развить эмоциональный интеллект

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: