Как научить ребенка читать? Обзор методик

Один из важных навыков младшего школьника – умение читать. И чем лучше он развит, тем легче дается школьная программа ребенку – это факт! Чем ближе первый класс, тем чаще родители задаются вопросом: как научить ребенка читать?

Когда начинать обучение чтению?

Психологи, логопеды и учителя сходятся во мнении, что обучение чтению возможно начинать поэтапно уже с пяти лет. В этом возрасте ребенок уже может знакомиться с буквами, запоминать их графическое оформление и звуковое сопровождение.

Когда малыш это освоит, ему будет легче читать буквы в слоги и продолжать обучение чтению, соединяя слоги в слова. Но это в теории. На деле некоторым детям в пять лет сложно проводить такую работу. А по факту и многие первоклашки, освоив буквы, испытывают проблемы с чтением. И в таком случае понадобится терпение родителей и грамотный подход учителя.

Существует много подходов и методик обучения чтению. Мы рассмотрим некоторые, указав достоинства и недостатки каждого метода. Необходимо помнить о том, что выбор методики обучения чтению напрямую зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Фонетический метод

Один из самых распространенных методов обучения чтению. Его суть заключается в том, что ребенок учит звуки и запоминает буквы, их обозначающие. Да, это тот самый метод, по которому мы, и наши родители, бабушки-дедушки учились читать.

Достоинства:

  • Доступность;
  • Родителям знакома система обучения, соответственно не возникнет сложностей при обучении дома;
  • Множество пособий;
  • При желании ребенок может самостоятельно заниматься;
  • Данный метод – классика школьной программы, переучиваться ребенку не придется;
  • При определенных логопедических проблемах происходит закрепление произношения нужных звуков.

Недостатки:

  • Монотонность;
  • Поначалу дети сосредотачиваются на правильности чтения, не запоминая суть прочитанного;
  • Перейти на следующую ступень обучения невозможно, не освоив в полном объеме предыдущую (то есть, если ребенок не выучил хорошо буквы и звуки, их обозначающие, складывать слоги у него вряд ли получится).

Кубики Зайцева

Методика имеет игровую основу, которая заключается в том, что ребенок, играя, учится читать. На каждой грани кубика изображен склад – буквосочетание (две) или одна буква. Слоги, в отличии, имеют и более двух букв в составе, что усложняет для ребенка обучение, со складами детям проще.

Достоинства:

  • Подходит для раннего обучения чтению (с двух лет);
  • Доступность;
  • Игровой метод обучения: ребенка не нужно заставлять, достаточно заинтересовать;
  • Хорошее подспорье для тренировки отстающих в освоении программы чтения первоклассников;
  • Кубики предназначены не только для обучения чтению, они также развивают музыкальный слух, мелкую моторику рук, чувство ритма и влияют на пространственное восприятие.

Недостатки:

  • Цена (кубики недешевые). А делать их самим времязатратно, учитывая, что в составе комплекса 52 кубика;
  • Дети, обученные по этому методу, испытывают сложности с фонематическим разбором слова, также трудно понять и его состав, научиться правильно выделять слога.

Метод Марии Монтессори

По методу Марии Монтессори чтение неразрывно связано с письмом. Поэтому и обучение проходит соответственно.

Для начала ребенок учится по специальным карточкам вычленять основной звук в слове, затем изучает его начертание (на карточке изображена нужная буква, поверхность которой покрыта шероховатой бумагой, изучая букву, малыш обводит ее пальчиком), а потом уже ребенок букву пишет. Таким образом, Мария Монтессори старалась использовать не только зрительные и слуховые анализаторы, но и тактильные.

Достоинства:

  • Обучение проходит в игровой форме;
  • Обучение зависит от готовности ребенка воспринимать материал;
  • Дети начинают читать, не разделяя слова на слоги;
  • Попутно осуществляется развитие мелкой моторики.

Недостатки:

  • Для обучения нужна специально подготовленная среда, что сложно самостоятельно оформить дома;
  • Не зная системы, родители не могут самостоятельно проводить обучение, нужен специалист.

Способ обучения чтению по В.В. Воскобовичу

Метод обучения включает в себя целый комплекс пособий. Их больше сорока! Причем использовать их можно много раз и в различных вариациях. Основа остается игровой, с использованием детских сказок. Пособия помогают не только обучать навыкам чтения, но и развивать моторику, логику, мышление и память, а также обучать счету.

Достоинства:

  • Подходит для раннего обучения детей (с двух лет);
  • Учитываются интересы ребенка;
  • Взрослому не обязательно обладать специальными знаниями, поэтому под его мягким контролем игра может идти по сценарию ребенка;
  • Комплекс включает методические пособия, что облегчает деятельность взрослого и позволяет использовать варианты;
  • Также пособия имеют разные уровни сложности, что позволяет их применять для детей разного возраста.

Недостатки:

  • Большинство дидактических пособий нельзя сделать самостоятельно.

Методика Ольги Соболевой

Сам метод основан на приемах «колорифмики» — когда правила чтения осваиваются при помощи колорированных окончаний. Но такому способу должен способствовать этап устного опережения. Материал, на котором собственно и ведется обучение чтению, должен быть знаком детям: это песенки, стишки и считалочки.

Детям предлагается текст, взрослый его озвучивает, а ребенок следит пальчиком по строкам. Для удобства понимания и запоминания слова можно использовать графику, например, над словом рисовать картинку, что оно обозначает, либо цифру, если это количественная величина. также для улучшения восприятия и запоминания материала используется цвет (отсюда и название — «колорифмика»).

Достоинства:

  • Занятия подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей: воспринимающих информационный поток визуально, аудиально либо тактильно (кинестетиков);
  • Можно использовать с самого раннего возраста (в методике указано, даже с рождения).

Недостатки:

  • Родителям порой сложно вникнуть в правила обучения;
  • Таким способом легче обучить детей творческой направленности.

Мы рассмотрели самые популярные, традиционные, проверенные временем методики обучения чтению, указав их положительные и отрицательные стороны. Но мир не стоит на месте, и в двадцать первом веке уже есть масса способов современного обучения детей чтению, авторских, с использованием инновационных технологий, есть даже такие способы, в которых учитывается даже темперамент ребенка.

Рассмотрим наиболее популярные из современных методов обучения чтению, которые позволяют достичь хороших навыков чтения в короткие сроки.

Word-мастер

Данный способ предполагает наличие специального пособия: деревянного планшета с вырезанными в нем буквами. Задача детей вставить букву на свое место.

Достоинства:

  • Как правило пособие изготавливается из фанеры – экологически чистого материала;
  • При обучении чтению одновременно происходит тренировка мелких мышц руки и пальчиков, что способствует развитию мелкой моторики;
  • Таким способом можно не только читать, но и изучать счет;
  • Пособие может быть выполнено не только в форме планшета, но и в любой другой, фантазийной.

Недостатки:

  • Родители отмечают, что использование доски ограничено, так как там вырезаны буквы строго в алфавитном порядке.

Детские игры

Один из современных подходов – внедрение технологий обучения чтению в игру. Не удивительно, что такой подход эффективен и пользуется популярностью, поскольку основан на ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте – игре. К этому методу можно отнести игры: «Угадай букву по рисунку», «Цепочка», «Буквенный пазл», «Крокодил» и так далее.

Достоинства:

  • Доступность;
  • Детям интересно, так как в форме игры;
  • Ребенок сам регулирует время «занятий», может переключаться с одного на другое, что не влечет негативных последствий.

Недостатки:

  • Все-таки родителям нужно будет проявлять креативность, чтобы поддержать игру, и то направление, которое выберет ребенок. Для специалиста это не будет недостатком.

Методика «Бузачтение»

Сравнительно молодая методика, используемая около восемнадцати лет, но уже зарекомендовавшая себя с положительной стороны. Суть ее заключается в том, что дети, играя с бузайцами, знакомятся с буквами и постепенно овладевают чтением, выполняя несложные задания.

Достоинства:

  • Обучение проходит в игре;
  • Родители быстро улавливают суть и могут помогать ребенку;
  • Само обучение настроено на то, чтобы развить у ребенка желание работать самостоятельно;
  • Можно проходить занятия онлайн.

Недостатки:

  • Чтобы у обучения был результат, ребенок должен быть достаточно мотивирован и должен хотеть заниматься;
  • Курс платный.

Но часто родители допускают ряд ошибок, которые иногда напрочь отбивают у ребенка желание читать. В таком случае чтение для него становится настоящей пыткой.

Ошибки и полезные советы

Ошибки которые совершают родители:

  • Ругают за неправильно прочитанные слова.
  • Заставляют читать.
  • Выбирают за ребенка книги.
  • Не читают сами.

Для того, чтобы процесс обучения чтению проходил более эффективно, ознакомтесь с рядом полезных советов.

Эти советы пригодятся родителям, чьи дети в начальной школе испытывают трудности с чтением:

  • Не ругать за неправильно прочитанные буквы/слога/слова. Спокойно просим прочитать еще раз. Спокойствие, только спокойствие, как говорил Карлсон.
  • Не ЗАСТАВЛЯТЬ читать! Это максимально отбивает желание. Попробуйте договориться, выстроить график. Допустим, читаем перед обедом по 5 минут. Постепенно увеличиваем время на 1 -2 минуты (не критично для ребенка). Когда малыш втянется, ему будет интересно, ЧТО он читает, поверьте, его будет не оторвать от книги!
  • Предложите ребенку самому выбирать книги для чтения. А можно и несколько сразу. Даже если текста там будет минимум, ребенок охотнее прочтет то, что его заинтересовало.
  • Самое важное в обучении – собственный пример. Если вы все время проводите за компьютером, и ребенок не видит вас с книгой, не ждите, что он будет много читать самостоятельно.

Что делать, если…

На контроле чтения у ребенка маленькое количество слов, прочитанных за минуту. Как увеличить скорость чтения?

Только практикой. Чем больше читает, тем больше скорость. Но не заставляйте читать часами, так можно сделать только хуже. Все должно быть дозированно.

Ребенку пять лет, учим буквы, а ничего не получается! Сегодня выучили, завтра уже забыл. Что делать?

Если ребенку уже пять, это не значит, что настал тот самый момент. Все индивидуально. Возможно еще рано. А может стоит попробовать другой метод, более интересный, красочный, игровой. Не превращайте изучение букв в школьные уроки!

Как показать ребенку слоги в словах?

Очень просто: вы можете прохлопать слоги в слове. Например, слова «Зи-ма», «ка-че-ли», «дом» - соответственно на каждый слог делаете хлопок. Дети быстро улавливают суть.

Как привить любовь к чтению? Вот чтобы сам брал книгу и читал

Здесь важен собственный пример. Если семья читающая, то и ребенок будет к этому стремиться, если же нет – ребенку сложно будет понять, зачем ему это, если родители прекрасно обходятся без чтения. Как говорится: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Ребенок читает, но не запоминает смысл прочитанного. Как быть?

Для начала не требуйте пересказать смысл всего прочитанного текста, начните с отдельных предложений. Если возникнут трудности, спокойно просим перечитать еще раз. Будьте терпеливы и не стесняйтесь помочь ребенку. Если потребуется, читайте вместе с ним, расставляя акценты.

Таким образом, обучение чтению ребенка на первый взгляд может показаться очень сложным. На самом деле нужно просто подобрать метод обучения, который подойдет именно вашему ребенку. Ваша задача – поддержать малыша и помочь ему, тогда и результат не заставит себя ждать!

Видео-советы: как научить ребенка читать

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: