Как развивать новорожденного ребенка: лучшие советы и рекомендации специалистов

Уже с первого дня жизни ребенок готов развиваться и впитывать знания. Представленные ниже советы позволяют не навредив своему малышу, значительно улучшить его физическое и интеллектуальное здоровье.

Фокусируем взгляд

Миф о том, что младенцы начинают видеть только через две недели жизни давно опровергнут. Поэтому приступать к развитию органов зрения рекомендуется сразу. В те моменты, когда малыш не спит, необходимо учить малыша фокусировать взгляд. Делается это при помощи обычной погремушки. В первое время не стоит брать разноцветные игрушки, они до трех месяцев жизни больше мешают, чем помогают.

Для формирования навыка фокусировки достаточно яркой одноцветной или двухцветной погремушки. Ее следует поднять над лицом ребенка на высоте примерно 40-60 см. Слегка потрясывая игрушку, ее следует медленно двигать из стороны в сторону. Делать это нужно без спешки, чтобы новорожденный успевал следить за передвижением. Заниматься таким образом достаточно по одной минуте в каждое дневное пробуждение.

Мнение эксперта
Панкина Виола Константиновна
Квалифицированный детский психоневролог
Не стоит беспокоиться, если первое время у новорожденного будет рассеянный взгляд. Постепенно зрение будет улучшаться, как и способность фокусировать взгляд. Уже через несколько дней будут заметны значительные улучшения.

Успокаиваем нервную систему и улучшаем слух

Нормализовать нервное состояние, улучшить слух и музыкальное восприятие можно при помощи классических композиций. Слушать подобные мелодии психологи и доктора раннего развития рекомендуют еще тогда, когда малыш находится в утробе матери.

После рождения такие занятия должны носить регулярный ежедневный характер. Очень хорошо детьми воспринимаются такие композиции, как 5-я симфония Бетховена, Вивальди, Чайковский и Моцарт.

Начинать музыкальную терапию следует с небольших кусочков произведений, буквально по 30-60 секунд и внимательно смотреть за реакцией малыша. Каждый день продолжительность прослушивания увеличиваем и доводим до 10-15 минут.

Включать музыку можно только в период бодрствования ребенка, чтобы исключить возможный испуг. Вместо классических произведений можно также прослушивать звуки природы. Особенно хорошо будут восприниматься шум дождя, пение птиц, звуки воды и волн.

Доктор Комаровский настоятельно рекомендует при прослушивании классической музыки выбирать спокойные и расслабляющие композиции. При этом суммарное время таких занятий не должно превышать 15 минут, иначе они окажут обратный эффект и перегрузят нервную систему новорожденного.

Развитие опорно-двигательной системы

Укреплять позвоночник, ручки и ножки следует также уже с первых дней жизни новорожденного. Такие занятия дополнительно будут стимулировать навык ползания, который потом перейдет в умение ходить.

Чтобы укрепить опорно-двигательный аппарат, нужно легкими поглаживающими движениями массажировать руки, спину, живот и ноги. Ближе к месяцу можно слегка пощипывать кожу, но делать это нужно очень аккуратно. Если малышу не нравится такой массаж, его следует сразу прекратить.

Дети, с которыми родители активно занимались укреплением опорно-двигательной системы, начали ползать гораздо быстрее своих сверстников. При этом такие дети начинали ходить еще до первого дня рождения.

Во время занятий обязательно требуется раскрывать ладошки ребеночка, массировать каждый пальчик на руках и ногах. Процедура не должна занимать более 3-5 минут. Первый раз достаточно гладить малыша не более минуты. Повторять такой массаж можно 2-3 раза в сутки.

Во время процедуры ни в коем случае не массируем область сердца, позвоночника и суставов. Живот гладится строго раскрытой ладонью и только по часовой стрелке, поднимая пальцы в области печени. Надавливать на внутренние органы нельзя! Массаж животика делают перед кормлением или через 1.5-2 часа после него.

Формируем речь

Не стоит удивляться, так как формирование навыка говорения наступает сразу после рождения. Чтобы избежать проблем с речью в будущем, постоянно говорите с малышом, называйте его по имени, а не только ласкательными словами. Обязательно комментируйте все действия, которые совершаете с новорожденным или рядом с ним.

Заходя в комнату, где находится ребенок, обращайтесь к нему, улыбайтесь. Малыш будет постоянно впитывать повторяющиеся слова, формируя пассивный лексический запас. Ближе к двум годам он перейдет в активный.

Доктор Комаровский настоятельно рекомендует не пренебрегать этим советом. Навык говорения тесно связан с дальнейшим интеллектуальным развитием. Речевая задержка провоцирует дальнейшие проблемы, которые могут стать причиной серьезных психиатрических диагнозов.

Не пренебрегаем купанием

Процедура купания расслабляет и укрепляет иммунитет. Даже первые купания лучше проводить в большой ванне, несмотря на то, что многие считают иначе. Как раз узкое пространство, когда малыш натыкается на бортики детской ванночки, будет вызывать больше стресса.

Регулярные купания, когда новорожденный может спокойно двигать ножками и ручками, улучшают кровоток, психическое состояние, снимают скованность суставов. В результате мозг получает больше питания, что благотворно сказывается на дальнейших умениях ребенка. Начинать процедуры купания следует с 5-7 минут, постепенно увеличивая время.

Мнение эксперта
Панкина Виола Константиновна
Квалифицированный детский психоневролог
Ведущие ортопеды и педиатры уже не один год бьют тревогу из-за активного использования кругов купания, которые надеваются ребенку на шею. Это очень опасное изобретение, которое несет исключительно вред. Мифическая польза такого купания распространяется и доказывается производителями подобной продукции.

Вопросы и ответы

Стоит ли выкладывать новорожденного на развивающий коврик?

Стоит. Но коврик должен быть качественным с высоко расположенными дугами. Их близкое расположение может спровоцировать проблемы со зрением.

Нужно ли развивать сразу новорожденных, если они были рождены после сложных родов?

Нужно. Таким детям необходимо еще больше внимания и заботы. При этом важно все домашние занятия включать при необходимости в комплекс процедур, рекомендованных врачами.

Требуется ли прерывать занятия в период сильных капризов, проблем со сном у малыша?

В такой период рекомендуется оставить только тактильные контакты и прослушивание музыки. Такие занятия снижают нервное напряжение и не выматывают ребеночка даже в период кризисных состояний.

Можно ли ребенку включать другие мелодии и песни, если звуки природы и классика не воспринимается нормально?

Если вы считаете, что малыш не воспринимает такие композиции, можно ставить другие мелодии. Но они должны быть спокойными без резких переходов и громких звуков. Обычные музыкальные композиции со словами не рекомендуются.

Стоит ли делать ребенку массаж, если он начинает кричать?

Если речь идет не о лечебном массаже, тогда лучше просто погладить ребеночка.

Не стоит думать, что новорожденный ребенок еще маленький для занятий по физическому и интеллектуальному развитию. Уже с первых минут жизни малыши способны впитывать новые знания. Главное, выбирать только действующие методы и проводить занятия регулярно и с хорошим настроением.

Видео-советы по развитию новорожденного ребенка

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: