Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Наблюдая за ребенком, который впервые соприкасается с незнакомым предметом или ситуацией, можно проследить, как протекают его познавательные и мыслительные процессы.

Однако если у младенца они выглядят одним образом, то у ребенка, которому исполнилось уже несколько лет, совсем другим образом. Данный факт обусловлен уже накопившимся опытом у малыша, а также его более высокими когнитивными способностями. Чтобы ребёнок, взрослея, учился глубже познавать окружающий мир, его интеллект необходимо постоянно развивать.

Типы мышления ребёнка

Существует два типа мышления, которые отличаются друг от друга самим характером мыслительных и познавательных процессов: аналитическое и холистическое. Если перевести эти термины на процесс познания ребёнка, то это можно интерпретировать как логическое и интуитивное мышление.

Логическое мышление является основным инструментом в жизни взрослого человека, поэтому не удивительно, что большинство родителей стремятся делать упор на него. Обучаясь логическому мышлению, человек учится планировать, анализировать конкретные проблемы, а также находить их эффективное решение.

Однако многие родители не понимают, что для ребёнка самым важным является не логическое, а как раз-таки интуитивное мышление. Чем больше родители делают упор на логику, тем больше они ослабляют естественные способности, которые есть у каждого ребенка от рождения.

Оптимальным для ребёнка является совмещение разных типов обучения. Он должен выработать привычку как к творческому, так и аналитическому мышлению, а также научиться осознанно их использовать.

Четыре стадии развития мышления у ребёнка

Швейцарский психолог Жан Пиаже, живший в XX веке, исследовал то, как меняется образ мышления взрослеющего человека. Он вывел подробную концепцию интеллектуального развития детского интеллекта и выделил в ней различные этапы:

Этап I. Чувства и движение

Первыми дети учатся использовать свои чувства — зрение, звук, осязание, вкус и обоняние — чтобы начать взаимодействовать не только с другими людьми, но также и с окружением вокруг них. Они пробуют на вкус, ощупывают и кидают предметы. Начинают самостоятельно переворачиваться и садиться, а со временем также ползать, карабкаться и ходить.

Со временем эти навыки до доводятся до автоматизма и уже не требуют сознательных усилий. Это так называемая сенсомоторная стадия, которая начинается сразу после рождения и длится примерно до 2 лет.

Этап II. Детали и идеи

В возрасте от 2 до 7 лет языковое развитие происходит быстро. Дети учатся не только различать отдельные слова, но и использовать их для построения сложных предложений, учатся понимать и использовать интонации и паузы в прямой речи. Этот возраст лучше всего подходит для начала обучения чтению, поэтому ребёнка необходимо по максимуму окружать простой и понятной речью, книжками и песнями.

Чем больше слов и символов, тем богаче языковая среда, и тем лучше развивается речевой аппарат ребёнка. Вместе с чтением ребёнок развивает три типа мышления: повествовательное, описательное и рассудительное.

На этой стадии, называемой периодом дооперациональных представлений, дети очень эгоцентричны и видят мир лишь со своей точки зрения. Поэтому социальные навыки в этот период развиваются очень медленно — ребёнок не всегда может понимать, что чувствуют другие.

Этап III. Слова и
логика

В возрасте от 7 до 11 лет дети начинают учиться аналитическому мышлению. Они учатся понимать взаимосвязь между различными объектами, разделять их на категории и классифицировать. Они видят, что одно вытекает из другого, что все объекты зависят друг от друга. Ребёнок всё лучше и лучше понимает причину и следствие. В этом возрасте также активно развивается эмпатия. Этот период называется этапом конкретных операций.

Этап IV. Гипотезы и дедукция

После 12 лет ребенок достигает стадии формальных операций. Это означает, что он может мыслить абстрактно, вне зависимости от конкретных задач. Благодаря этому он лучше может понимать социальные и экономические явления, делать сложные предположения, рассуждать в математических, пространственных и вневременных формах. Само мышление становится всё более сложным.

Развитие логического мышления

Логическое мышление характерно как для взрослых людей, так и для школьников и подростков, то есть старше 7 лет, не раньше. Раннее развитие логики только препятствует обучению ребёнка. Это связано с характером неврологического развития детей.

Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
Мы не требуем от новорождённого малыша, чтобы он встал на ножки и начал ходить. Но при этом многие родители ожидают от дошкольника навыки, которые абсолютно выходят за рамки его способностей к развитию. Родителям важно понимать того, что мышление развивается так же неторопливо, как его тело.

Такие дисциплины, как математика, требуют логического мышления. По этой причине в большинство школ набор учеников идёт с семилетнего возраста. Однако вы можете научить ребёнка арифметике гораздо раньше, при этом не прибегая к развитию логики. Это же касается речи и чтения.

Дети учатся говорить с рождения, а к 2-3 годам уже демонстрируют свои навыки. Мышление у детей недостаточно развито, чтобы полностью осознавать, что они говорят, однако они интуитивно понимают человеческую речь и прислушиваются к ней. То же касается и математики. К счастью, детям не нужно учить логарифмы и интегралы, поэтому процесс обучения в младшем возрасте максимально естественен.

Например, взгляните на следующую схему:

10 + 1 = 11

20 + 1 = 21

30 + 1 = 31

40 + 1 = ….

Даже если мы представим себе, что пришли с Марса и не знаем, что такое 40 и 1, мы все равно сможем завершить последнюю строку. Математика подчиняется строгим логическим правилам и не требует вашего участия.

Поэтому последнюю строчку заполнит даже ребенок, не умеющий мыслить логически. Для этого он воспользуется своим холистическим мышлением.

После того, как ребёнку исполняется семь лет, он уже может оперировать достаточно сложными образами, чтобы показать ему, как они взаимодействуют. Игры и задачи на развитие логики сложнее, чем простейшие задачки на воображение для дошколят, и требуют от ребёнка большей сосредоточенности.

Умение давать кому-то точные инструкции на удивление сложно и требует аналитического мышления. Здесь мало понимать что-то по-своему, а нужно объяснять что-то достаточно универсальным способом, чтобы собеседник понял.

Вот примеры таких задач:

  • Например, попросите ребенка объяснить тёте, как добраться из дома в школу или детский сад. Тетя может помогать ребёнку, задавая наводящие вопросы. Например, она может спросить, сколько раз ей придется переходить улицу, будет ли она проходить мимо парка и т.д.
  • Другой пример — попросите ребёнка проинструктировать вас, как правильно стирать. Спросите, какие вещи для стирки вам понадобятся; что нужно запускать сначала: стирку или полоскание; что лучше использовать: порошок  или шампунь. Таким образом развиваются навыки анализа и дедукции, и всё это в формате интересной игры.

  • Угадайка — это стандартное упражнение в IQ тестах. Предложите ребёнку игровой вариант этой задачи. Для этого подготовьте (в зависимости от возраста ребенка) от 3 до 10 элементов (ручки, игрушки, ложки — все подойдет). Выложите их в ряд и попросите ребенка закрыть глаза. Затем вы берёте один предмет и просите ребенка сказать, чего не хватает. На втором этапе игры вы начинаете подменять элементы. Так, например, телефон меняется местом с пожарной машиной. На этот раз ребёнок должен вернуть элементы в их изначальное положение.

  • Игры на логику, такие как шахматы, это самый надёжный способ научиться стратегическому мышлению. Шахматы — это довольно сложная игра, поэтому подготовить ребёнка к ним лучше через более простые игры, такие, как шашки или домино. Также существует множество специализированных настольных игр, предназначенных для развития логического мышления у ребёнка.

Не все дети развиваются одинаковыми темпами, и одному ребёнку может потребоваться больше времени, чтобы достигнуть следующей стадии развития, чем другому. Если у ребёнка возникают трудности с обучением, стоит попробовать использовать методы, которые подходят для детей более младшего возраста.

Развитие творческого мышления

До того, как ребёнок пойдёт в первый класс, родителям следует делать упор на развитие воображения и ассоциативного мышления. Для этого нужно в игровом формате давать ребёнку различные задачки на скорость реакции и фантазию.

Вот несколько примеров таких игр:

  • Игра в «ассоциации». Вы загадываете какой-то предмет, существо или явление; записываете или рисуете его на бумажке. Теперь вы по очереди с ребёнком придумываете образы, ассоциирующиеся у вас сначала с исходным словом, затем — с названным вами словом и так далее. Так создаётся целая цепочка из образов. Ребёнок учиться работать воображением и проявлять креативность.
  • Предложите ребёнку описать загаданное вами живое существо по памяти. Давайте небольшие подсказки, типа его цвета, размера, что оно обычно ест и т.п. А потом поменяйтесь с ним местами.
  • Попросите малыша «превратиться» в какое-либо существо или предмет по вашему выбору и показать его.

Вопросы и ответы

Как совместить разные виды развития интеллекта ребёнка?

Необходимо чередовать методики обучения, не зацикливаясь на одном-единственном способе.

С какого возраста следует развивать логику у ребёнка?

Ответ: 6-7 лет.

Какие игры подойдут для детей дошкольного возраста?

Подойдут игры, которые позволяют ребёнку проявить фантазию и реакцию. Например, связанные с рисованием или отыгрыванием.

Какие игры подойдут для детей старше семи лет?

Большинство логических игр и задач на внимательность уже можно применять к детям такого возраста.

Чем может быть опасно раннее развитие логического мышления?

"Естественные" способности к творчеству и математике, фотографическая память и воображение — все эти способности блокируются, если с рождения приучать ребёнка исключительно к логическому мышлению.

Заключение

Своевременное развитие интеллекта ребёнка означает не только то, что он не должен отставать от сверстников, но и то, что его не следует обучать сложным моделям мышления раньше времени. Постепенное и гармоничное развитие человека начинается с самого рождения и не заканчивается до конца жизни, поэтому не нужно спешить с обучением раньше времени. Так или иначе, дети всегда нагоняют своих учителей, рано или поздно.

Видео-советы по развитию мышления у детей дошкольного возраста

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: