Развитие творческих способностей в ребенке

Развитие творческих способностей ребенка необходимо не только для того, чтобы вырастить художника или музыканта. Способность креативно мыслить и находить нестандартные решения помогает в повседневной жизни. Именно поэтому необходимы совместные усилия родителей и педагогов в этом направлении.

девочка рисует на мольберте

Условия развития творческих способностей

Развитие творческих способностей ребенка любого возраста не будет успешным без соблюдения некоторых условий:

девочки занимаются рисованием

системный подход

Заниматься с ребенком нужно постоянно, а не от случая к случаю. Не обязательно тратить на это много времени, но лучше решать ежедневные творческие задачи, чем садиться за них на несколько часов раз в неделю;

мальчики и девочки рисуют

ранее начало

Даже для полугодовалых детей есть элементарные занятия творчеством – пальчиковые краски, лепка из мягкого теста. Ребенок может просто рвать и мять тесто руками, что полезно для моторики и дальнейшего развития;

папа и дочки лепят из пластилина

игровая форма

Нельзя заставлять ребенка рисовать, петь, танцевать и т.д. Все занятия проводятся в виде игры и в непринужденной обстановке;

сестры рисуют

разнообразие

Заниматься нужно в разных направлениях: музыка, художественное искусство, поделки, танцы и т.д.;

мальчик поднял руку

право ребенка выбирать

Дети часто меняют направление творческих интересов по мере взросления. Такая ситуация нормальна, а родитель может поддержать ребенка, но не заставлять заниматься чем-либо;

ребенок рад

поддержка и стимулы

Ребенку важно, чтобы родитель поощрял его успехи и поддерживал во время неудач.

Без перечисленных условий полного и гармоничного развития творческих способностей не получится. Важно, чтобы педагоги и родители были в тандеме и помогали ребенку раскрыться.

Игры для развития творческих способностей

Детям дошкольного и младшего школьного возраста развивать творческие навыки можно не только через непосредственно занятия творчеством. Есть игры, которые помогают детям усилить навык креативного мышления:

отец и дочь рисуют

«Превращение»

Родитель рисует несколько кругов на листке. Ребенку предлагается дорисовать их по своему желанию. Если он затрудняется, взрослый подсказывает, что может получиться солнце, колесо, шарик и т.д. Потом игру можно преобразовать, рисуя ладонь, квадрат и другие фигуры, которые нужно дорисовать;

мальчик смотрит в бинокль на утку

«Что будет, если»

Словесная игра, в которой ребенку предлагается придумать сюжеты к разным условиям. Что будет, если все люди будут маленькими, звери научатся говорить и т.д.;

мать и дочь с коробкой

«Волшебная коробка»

Родитель прячет в коробку предмет, ребенок должен угадать, что там. Для этого он задает наводящие вопросы, взрослый отвечает;

дочь и мать раскладывают буквы

«Рассказ на одну букву»

Ребенок должен придумать рассказ из слов, начинающихся на одну букву. Если сразу придумать его не получается, начинают с предложений;

девочка волшебница колдует

«Сочини сказку»

Взрослый совместно с ребенком придумывает сказку, если ребенок затрудняется, взрослый помогает;

мальчик выбирает

«Хорошо и плохо»

Игра помогает формировать критическое мышление. Взрослый называет слово, а ребенок должен назвать положительные и отрицательные характеристики. Например, ночь: положительное – видно звезды, луну, отрицательное – темно.

Хорошим творческим заданием является придумывание стишков. Начинать нужно с рифмования. Взрослый предлагает слово, ребенок придумывает рифму.

Современные программы и подходы специалистов

Советский психолог Венгер Л.А. полагал, что главное в развитие детской способности творчески мыслить – создание условий, в которых ребенок чувствует себя исследователем и создателем. Психолог Дружинин В.Н. считает, что самое важное – отсутствие жестких рамок и предоставление ребенку творческой свободы.

Разработано несколько современных программ, которые используются в дошкольном и школьном образовании для развития творческого потенциала:

  1. мама и сын с книгой«Умка-ТРИЗ», автор Л.А. Курбатова, нацеленная на развитие эмпатии, пространственного мышления у детей. Основной упор делается на чувственную составляющую, способности ребенка принимать нестандартные решения в различных ситуациях;
  2. «Красота-радость-творчество», автор Т. С. Комарова и др. предусматривает совместное использование нескольких видов творчества для развития эстетического вкуса у детей;
  3. «Гармония», автор Д. И. Воробьева направлена на накопление ребенком опыта по изучению себя, своих чувств и эмоций. Детям в рамках программы предоставляется свобода деятельности в любой отрасли: изобразительной, художественной, конструкторской, речевой и т.д;
  4. «Театр-творчество-дети», автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. Программа делает упор за театральное творчество в детских коллективах, так как авторы считают театр лучшим способом проявить способности и сплотить детей.

Единого подхода в вопросах развития творческого потенциала детей сегодня не существует. Психологи и педагоги предлагают разные направления:

ребенок играет с гитарой

одни считают, что важно предоставлять ребенку выбор творческого процесса, в рамках которого он будет полностью самостоятельно совершенствоваться;

ребенка учат играть на гитаре

другие полагают: важное для детей – наличие знаний об объектах и предметах, без которых невозможно фантазирование, преобразование и другие творческие процессы.

Большинство специалистов сходятся в том, что познавательная и творческая деятельность ребенка должна реализовываться через игру.

Советы родителям

Для создания и поддержания интереса ребенка к творчеству родителям необходимо создать комфортные условия. Несколько советов, которые помогут родителям в этом:

девочка в своей комнате играет

создать ребенку собственное пространство для творчества. Идеальный вариант – отдельная комната в виде творческой мастерской. Такая возможность есть далеко не у всех, поэтому оптимальным вариантом будет наличие просто отдельного места для творчества;

коробка с карандашами

сделать доступными материалы для творчества, чтобы в любой момент ребенок мог творить: выделите ему полку или коробку для хранения, где будут лежать вещи, инструменты, расходные инструменты;

малыш слушает музыку в наушниках

чтение сказок, книг, прослушивание музыки, прогулки по городу и т.д. – эти способы косвенно формируют отношение к миру, обогащают воображение и качество образов;

поделка и инструменты на столе

использование подручных материалов в творчестве создает способность находить в обычных вещах что-то особенное.

СОВЕТ! Родителям нужно проявлять интерес к творческим увлечениям ребенка, чтобы он чувствовал поддержку.

Формированию творческого потенциала способствует посещение кружков и секций. Однако определить точно, в какую секцию отдать ребенка, чтобы это принесло результат, нельзя. Многие родители беспокоятся из-за частой смены ребенком предпочтений. Некоторые считают, что это признак дурного характера ребенка.

Психологи утверждают что такая ситуация нормально а ребенок ищет свой вид творческого пути.

Видео: как развивать творчество в ребенке в условиях детского дошкольного учреждения

Вопросы

Развивает ли творческие способности грудничка прослушивание классической музыки?

Однозначного ответа нет, но прослушивание классической музыки в раннем возрасте полезно для формирования музыкального вкуса.

Как заметить творческие способности в раннем возрасте?

Нужно наблюдать за интересами ребенка и за тем, что получается у него лучше всего и приносит ему удовольствие. Внимание родителей поможет выяснить способности и таланты и направить ребенка.

Как сформировать в характере ребенка склонности к творчеству?

Важно не устанавливать жестких правил в семье, не контролировать чрезмерно ребенка и не использовать в сравнении только категории «хорошо» и «плохо».

С какого возраста отдавать ребенка в художественную школу?

Решение принимается индивидуально в зависимости от готовности ребенка и образовательного учреждения.

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: