Развитие творческих способностей в ребенке
Развитие творческих способностей ребенка необходимо не только для того, чтобы вырастить художника или музыканта. Способность креативно мыслить и находить нестандартные решения помогает в повседневной жизни. Именно поэтому необходимы совместные усилия родителей и педагогов в этом направлении.
Условия развития творческих способностей
Развитие творческих способностей ребенка любого возраста не будет успешным без соблюдения некоторых условий:
системный подход
Заниматься с ребенком нужно постоянно, а не от случая к случаю. Не обязательно тратить на это много времени, но лучше решать ежедневные творческие задачи, чем садиться за них на несколько часов раз в неделю;
ранее начало
Даже для полугодовалых детей есть элементарные занятия творчеством – пальчиковые краски, лепка из мягкого теста. Ребенок может просто рвать и мять тесто руками, что полезно для моторики и дальнейшего развития;
игровая форма
Нельзя заставлять ребенка рисовать, петь, танцевать и т.д. Все занятия проводятся в виде игры и в непринужденной обстановке;
разнообразие
Заниматься нужно в разных направлениях: музыка, художественное искусство, поделки, танцы и т.д.;
право ребенка выбирать
Дети часто меняют направление творческих интересов по мере взросления. Такая ситуация нормальна, а родитель может поддержать ребенка, но не заставлять заниматься чем-либо;
поддержка и стимулы
Ребенку важно, чтобы родитель поощрял его успехи и поддерживал во время неудач.
Без перечисленных условий полного и гармоничного развития творческих способностей не получится. Важно, чтобы педагоги и родители были в тандеме и помогали ребенку раскрыться.
Игры для развития творческих способностей
Детям дошкольного и младшего школьного возраста развивать творческие навыки можно не только через непосредственно занятия творчеством. Есть игры, которые помогают детям усилить навык креативного мышления:
«Превращение»
Родитель рисует несколько кругов на листке. Ребенку предлагается дорисовать их по своему желанию. Если он затрудняется, взрослый подсказывает, что может получиться солнце, колесо, шарик и т.д. Потом игру можно преобразовать, рисуя ладонь, квадрат и другие фигуры, которые нужно дорисовать;
«Что будет, если»
Словесная игра, в которой ребенку предлагается придумать сюжеты к разным условиям. Что будет, если все люди будут маленькими, звери научатся говорить и т.д.;
«Волшебная коробка»
Родитель прячет в коробку предмет, ребенок должен угадать, что там. Для этого он задает наводящие вопросы, взрослый отвечает;
«Рассказ на одну букву»
Ребенок должен придумать рассказ из слов, начинающихся на одну букву. Если сразу придумать его не получается, начинают с предложений;
«Сочини сказку»
Взрослый совместно с ребенком придумывает сказку, если ребенок затрудняется, взрослый помогает;
«Хорошо и плохо»
Игра помогает формировать критическое мышление. Взрослый называет слово, а ребенок должен назвать положительные и отрицательные характеристики. Например, ночь: положительное – видно звезды, луну, отрицательное – темно.
Хорошим творческим заданием является придумывание стишков. Начинать нужно с рифмования. Взрослый предлагает слово, ребенок придумывает рифму.
Современные программы и подходы специалистов
Советский психолог Венгер Л.А. полагал, что главное в развитие детской способности творчески мыслить – создание условий, в которых ребенок чувствует себя исследователем и создателем. Психолог Дружинин В.Н. считает, что самое важное – отсутствие жестких рамок и предоставление ребенку творческой свободы.
Разработано несколько современных программ, которые используются в дошкольном и школьном образовании для развития творческого потенциала:
- «Умка-ТРИЗ», автор Л.А. Курбатова, нацеленная на развитие эмпатии, пространственного мышления у детей. Основной упор делается на чувственную составляющую, способности ребенка принимать нестандартные решения в различных ситуациях;
- «Красота-радость-творчество», автор Т. С. Комарова и др. предусматривает совместное использование нескольких видов творчества для развития эстетического вкуса у детей;
- «Гармония», автор Д. И. Воробьева направлена на накопление ребенком опыта по изучению себя, своих чувств и эмоций. Детям в рамках программы предоставляется свобода деятельности в любой отрасли: изобразительной, художественной, конструкторской, речевой и т.д;
- «Театр-творчество-дети», автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. Программа делает упор за театральное творчество в детских коллективах, так как авторы считают театр лучшим способом проявить способности и сплотить детей.
Единого подхода в вопросах развития творческого потенциала детей сегодня не существует. Психологи и педагоги предлагают разные направления:
одни считают, что важно предоставлять ребенку выбор творческого процесса, в рамках которого он будет полностью самостоятельно совершенствоваться;
другие полагают: важное для детей – наличие знаний об объектах и предметах, без которых невозможно фантазирование, преобразование и другие творческие процессы.
Большинство специалистов сходятся в том, что познавательная и творческая деятельность ребенка должна реализовываться через игру.
Советы родителям
Для создания и поддержания интереса ребенка к творчеству родителям необходимо создать комфортные условия. Несколько советов, которые помогут родителям в этом:
создать ребенку собственное пространство для творчества. Идеальный вариант – отдельная комната в виде творческой мастерской. Такая возможность есть далеко не у всех, поэтому оптимальным вариантом будет наличие просто отдельного места для творчества;
сделать доступными материалы для творчества, чтобы в любой момент ребенок мог творить: выделите ему полку или коробку для хранения, где будут лежать вещи, инструменты, расходные инструменты;
чтение сказок, книг, прослушивание музыки, прогулки по городу и т.д. – эти способы косвенно формируют отношение к миру, обогащают воображение и качество образов;
использование подручных материалов в творчестве создает способность находить в обычных вещах что-то особенное.
СОВЕТ! Родителям нужно проявлять интерес к творческим увлечениям ребенка, чтобы он чувствовал поддержку.
Формированию творческого потенциала способствует посещение кружков и секций. Однако определить точно, в какую секцию отдать ребенка, чтобы это принесло результат, нельзя. Многие родители беспокоятся из-за частой смены ребенком предпочтений. Некоторые считают, что это признак дурного характера ребенка.
Психологи утверждают что такая ситуация нормально а ребенок ищет свой вид творческого пути.
Видео: как развивать творчество в ребенке в условиях детского дошкольного учреждения
Вопросы
Однозначного ответа нет, но прослушивание классической музыки в раннем возрасте полезно для формирования музыкального вкуса.
Нужно наблюдать за интересами ребенка и за тем, что получается у него лучше всего и приносит ему удовольствие. Внимание родителей поможет выяснить способности и таланты и направить ребенка.
Важно не устанавливать жестких правил в семье, не контролировать чрезмерно ребенка и не использовать в сравнении только категории «хорошо» и «плохо».
Решение принимается индивидуально в зависимости от готовности ребенка и образовательного учреждения.