Речь на кончиках пальцев. Как развивать мелкую моторику у ребенка?

О важности развития речи детей писал еще В.А. Сухомлинский. Он утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В данном высказывании он подразумевал, что речь детей развивается посредством совершенствования движений мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Выражение «мелкая моторика» у всех на слуху, но не все до конца понимают, что оно означает. Мелкая моторика – это движения мелких мышц кистей рук и пальцев. Чем точнее, скоординированнее эти движения, тем лучше развита моторика. Развивается она в системе «глаз – рука», то есть ребенок следит за своими движениями. Почему же так важно развивать моторику рук и как она влияет на развитие речи?

Считается, что на кончиках пальцев находятся специальные зоны, связанные с различными участками головного мозга. Идущие от кончиков пальцев нервные импульсы тревожат расположенные рядом участки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, тем самым стимулируют их. Но если ребенок хорошо говорит, это отнюдь не значит, что мелкая моторика у него развита хорошо.

Работа с пальчиками стимулирует развитие памяти, зрения, слуха, внимания, помимо развития речи. Повышается уровень навыков самообслуживания ребенка в быту: он ловко завязывает шнурки, быстро застегивает пуговицы, аккуратен за столом, а в старшем дошкольном возрасте умеет сам пришивать пуговицы. И, кстати, в старшем дошкольном возрасте хорошо развитая мелкая моторика – одна из ступеней подготовки руки к письму.

Развитие мелкой моторики младенцев

С чего же начинать развитие мелкой моторики и с какого возраста это можно делать? Начинать можно хоть с рождения! Некоторые малыши в период новорожденности страдают тонусом ручек, они импульсивно зажимают кулачки и разжать пальчики порой очень сложно, а ребенка нужно постепенно учить брать предметы.

Молодые мамы часто паникуют и перечитывают тонну литературы, вместо того, чтобы начать работать над проблемой. Начать можно с легкого массажа ручек, при этом пробовать плавно раскрывать ладонь. Плавно, не проявляя усилий! Если не получается, не настаивайте. Достаточно пары минут несколько раз в день. Попробуйте петь песенки малышу, разговаривайте с ним, налаживайте эмоциональный контакт, младенцу это важно!

Мелкая моторика от года до трех лет

Продолжаем развивать движения кистей и пальцев рук. Наверняка ваш малыш уже знает хоть парочку пальчиковых игр, сопровождаемых песенками. Например, «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Идет коза рогатая». Детям очень нравятся занятия подобного рода.

Попробуйте их немного усложнить: добавить новые движения (от простых к сложным), выучить новые стихи и песенки – это ли не стимуляция памяти, внимания и артикуляционная гимнастика?!

По факту, материала для развития мелкой моторики сейчас просто масса! В этом возрасте можно предложить собирать пирамидки и строить домики из кубиков, попутно заучивая цвета, использовать игры на липучках, стягивать прищепки, рисовать пальчиковыми красками.

Еще один вариант как занять ребенка – предложите ему игры с крупой. Гречневая, рисовая, пшенная или пшеничная – не имеет значения, хоть все сразу. Крупа высыпается в таз или в контейнер с высоким бортом, в крупе прячем игрушки из «Киндер-сюрприза».

Всё! Приключение по поиску таинственно исчезнувших игрушек началось! Не стоит класть мелкие предметы, такие как пуговицы, болтики, бусины и т.д., во избежание заглатывания их малышом.

Все игры ребенка должны проводиться под контролем взрослого!

Тренируем ручки с трех до пяти лет

По мере взросления ребенка предметы для тренировки моторики можно брать меньшего размера, но, тем не менее, все игры также контролируемы взрослым. Продолжаем усложнять массаж рук и пальчиков. В аптеке можно приобрести шарики для су-Джок- терапии. Это такие шарики с шипами, большой и маленький, а если их раскрутить, внутри есть пружина.

И с шариком, и с пружиной можно играть, выполняя все те же пальчиковые игры, попутно массажируя ручки. Проявив немного фантазии, для этой цели можно использовать шишку, которую вы найдете с малышом на прогулке в парке.

Можно попробовать игры-шнуровки, коих тоже великое множество. Не бойтесь предложить лепку, в этом возрасте дети уже понимают, что пластилин не съедобен. Если же сомнения есть, приготовьте тесто для лепки, вреда от него точно не будет.

В практике рисования зачастую дети предпочитают раскраски, особенно нравятся напольные, которые можно раскрашивать с друзьями, устраивая соревнования «Кто аккуратнее?».

Бизиборд – тоже неплохой вариант для развития движений пальчиков: здесь могут быть и шнуровки, и винтовые детали, и паззлы, и пуговицы, и все, что угодно. Они бывают текстильные, деревянные или пластиковые. Но вы можете смастерить свой, с уникальным набором игр.

Готовим руку к письму (5-7 лет)

По сути все описанные предыдущие действия и есть подготовка руки к письму. Что добавим?

  • Усложняем занятия по лепке, аппликации, предлагая дополнить работу мелкими деталями;
  • Просим конструировать более сложные объекты;
  • Обучаем оригами;
  • Вводим графические упражнения (заштриховать фигуру, обвести по контуру, продолжить нарисованную кривую и т.д.);
  • Во время минутки отдыха пробуем игры-разминки с карандашом;
  • Выкладываем фигуры по заданному образцу;
  • Покажите ребенку, как пользоваться настольным ткацким станком, заинтересуйте его (например, предложите сделать коврик для куклы или мишки).
Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
При готовности руки к письму мышцы кисти и пальчиков достаточно укреплены. Это позволяет ребенку быстрее осваивать навыки письма, а почерк будет правильный и красивый.

Авторские методики развития мелкой моторики

Система Марии Монтессори

Одна из популярнейших методик на сегодняшний день во всем мире. Изначально М. Монтессори использовала ее для развития детей, имеющих отклонения. Но увидев успех, стала применять ее во всеобщей практике. Основной принцип заключается в создании благоприятной среды для развития ребенка.

Девиз детей, воспитанных по этой программе «Помоги мне, чтобы я смог сделать это сам». Поэтому развитие ребенка всестороннее, запретов нет, ему предоставляется право на ошибку. Взрослый выступает помощником. Мелкую моторику Монтессори советует развивать при помощи маленьких предметов: мелкие детали конструктора, нанизывание некрупных бусин, угадывание предметов на ощупь т.д.

Методика Ф. Фребеля

Ф.Фребель первым сказал о том, что обучать ребенка нужно в игровой форме. Он предложил комплекс материалов, предназначенных для развития мелкой моторики: шарики, кубы, полоски для плетения, цилиндры, палочки для выкладывания рисунка по образцу и т.д..

К каждому «дару» (а назвал он свой комплекс «Дары Фребеля») есть подробное описание, как с ним играть, будь то текстильный шарик или кольца/полукольца. Эти игры очень увлекательны даже для взрослых. Если играть с малышом по вечерам, появится возможность побыть вместе и наладить контакт с ребенком.

Педагогика Л.К. Шлегер

Шлегер предлагала развивать мелкую моторику при помощи работы с глиной, песком, бумагой, картоном. Она утверждала, что взрослые должны помогать детям так, чтобы они потом самостоятельно могли использовать полученные знания, а в последствии и добывать их.

Памятка для родителей

Подведем итог, какие же игры для развития мелкой моторики мы можем использовать дома:

  • Паззлы, мозаики, конструкторы – развивают пространственное мышление.
  • Раскраски, равно как и рисование кистью, пальчиками, ватной палочкой, губкой – обучает знанию цветов и готовит руку к письму.
  • Лепка из пластилина, глины, теста – развивает художественный вкус. Исходя из тематики занятия – это еще и познание окружающего мира. Например, лепите вы фрукты, а говорите о цвете, форме, вкусе, где растут, что из них приготовить и т.д.
  • Пальчиковые игры. Их просто масса! Ребенок не только играет с пальчиками, запоминает их названия, но и изучает различные стишки и песенки (тренировка памяти), а также совершает пальчиками движения от простых к сложным, требующие точной координации.
  • Специальные пособия типа «Одень куклу», «Шнуровки», «Найди место фигуры», различные детские фетровые книжечки – также направлены на удовлетворение познавательных интересов ребенка.

Но это не значит, что развитием мелкой моторики можно заниматься только при наличии вышеперечисленных материалов. Нет! Оглянитесь вокруг и, например, предложите ребенку собрать камушки/ракушки в ведерко, а потом можно вместе их сосчитать.

Или же предложите ребенку почистить сваренное яйцо – отличный тренажер для формирования «щипкового» захвата. Проявите фантазию, и вы увидите, как обычные предметы можно применять с пользой для развития.

Вопрос – ответ

Поп ит подходит для развития мелкой моторики?

Все же развитие – это когда есть цель и есть результат. Поп ит можно использовать в качестве кратковременного отдыха, разгрузки. Психологи считают, что такая игрушка вырабатывает привычку постоянно вертеть в руках какой – либо предмет. Что само по себе не очень хорошо.

Ребенок не хочет заниматься. Что делать?

Попробуйте проводить ваше обучение в форме игры, заинтересуйте малыша. Академическое обучение оставьте для школы.

Ребенок знает алфавит в 3 года. Можно ли учить писать буквы?

Можно. А для чего? В этом возрасте это не нужно, еще рано. Такое задание требует большей усидчивости. Лучше попробуйте предложить ребенку раскраску, что также подготовит руку к письму.

Можно ли изготовить пособия самостоятельно?

Конечно! А если они будут изготовлены совместно с ребенком, вы выиграете в несколько раз: проведете время вместе, покажете ребенку как правильно вырезать, клеить, шить и т.д., такое пособие станет самым любимым, так как сделано своими руками.

Приехали на дачу, ничего с собой не взяли. Как с пользой провести время?

Оглянитесь вокруг. Есть песок? Рисуем пальчиком или палочкой, строим замки, лепим куличики. Есть вода? Набираем в таз и даем мыть небольшие предметы, столовые приборы (ложки), пробуем надувать мыльные пузыри, сомкнув пальчики в круг. Оглянитесь вокруг себя – вариантов множество!

Таким образом, развивать мелкую моторику ребенка можно с рождения. И не обязательно для этого покупать много пособий и материала. Ваша фантазия и желание заниматься с ребенком помогут вам создать свой набор игр и игрушек. Успевайте уделять время своим детям, успевайте их любить – дети очень быстро растут!

Видео-обзор: 7 идей по развитию мелкой моторики у детей

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: