Учим ребёнка правильно держать ручку и карандаш
Когда дети начинают ходить в школу, у многих проявляется множество проблем, которые существовали и ранее, но были скрыты. Одними из самых распространенных являются трудности, связанные с мелкой моторикой. В частности, к таковым относится удерживание карандаша или ручки в руках.
Оно требует хорошей координации рук, кистей и пальцев — навык, который не появляется у ребёнка с рождения, а последовательно развивается на протяжении всего детства. Поэтому важно ещё в детстве научить малыша правильно держать пишущие инструменты.
- Этапы обучение ребёнка обращению с ручкой и карандашом
- Как определить, что карандаш держится неправильно?
- Последствия неправильного удержания карандаша
- Как научить ребёнка правильно держать ручку и карандаш?
- Видео-советы: как выбрать авторучку для дошкольника и школьника
- Развитие моторики
- Правильное положение тела
- Почему ребёнок не может научиться писать правильно?
- Советы по улучшению графомоторики у детей
- Вопросы и ответы
- Видео-совет: как научить ребенка правильно держать ручку
- Заключение
Этапы обучение ребёнка обращению с ручкой и карандашом
Первое, что нужно знать, это то, что данный процесс развивается в несколько этапов. Начинается он примерно в 1-2 года и может продолжаться до 5-6 лет, когда правильное держание пишущего прибора не будет требовать усилий от ребёнка.
Возраст 12-18 месяцев
Ребёнок начинает открывать для себя удовольствие от рисования. Вначале он берет карандаш или мелок всей рукой, все его пальцы сомкнуты на объекте, и он хаотично рисует линии в разных направлениях. При таком хвате, с каждым движением карандаша двигается и вся рука. Движения рук, запястья и пальцев ещё не так отчётливы. Это называется ладонным хватом.
Возраст 2-3 года
В данном возрасте у ребёнка наступает переходный период. Он по-прежнему держит карандаш всеми пальцами, но теперь его большой и указательный пальцы обращены вниз. Во время рисования по-прежнему используется вся рука, но постепенно прорабатываются движения запястья и предплечья.
Возраст 3,5 лет — 4 года
Ребёнок начинает держать карандаш четырьмя пальцами. Кроме того, движения по-прежнему контролируются рукой, а не запястьем, которое остается статичным, что означает, что детям в этом возрасте все ещё довольно трудно управлять пишущим инструментом.
Возраст от 4-х лет
Карандаш теперь зажат между большим и указательным пальцами. Некоторое время средний или безымянный палец всё еще используется, чтобы нажимать на карандаш, но постепенно захват становится более изящным. Пальцы также становятся все ближе и ближе к бумаге, что способствует более точному письму.
Как определить, что карандаш держится неправильно?
Следующие факторы позволят вам определить, что ваш ребёнок удерживает ручку или карандаш неправильно.
Проверьте:
- указательный палец не лежит на карандаше, а закрывает большой палец;
- средний и указательный пальцы закрывают большой палец;
- средний и указательный пальцы находятся с одной стороны, а большой — с другой;
- указательный, средний и безымянный пальцы находятся с одной стороны, а большой — с другой;
- указательный палец прикрыт большим пальцем;
- карандаш удерживается всей рукой.
Последствия неправильного удержания карандаша
Наблюдая за рисунками или письмом вашего ребёнка, вы ясно увидите, правильно ли он держит карандаш. Если нет, рука вашего ребенка будет быстрее уставать и болеть. Неправильный хват карандаша может даже вызывать головную боль или боль в шее.
Как научить ребёнка правильно держать ручку и карандаш?
Карандаш следует держать тремя пальцами: между большим и слегка согнутым указательным пальцем, упираясь им в средний палец. Пальцы, держащие карандаш, должны находиться на расстоянии около 2 см от поверхности бумаги. Если держать инструмент слишком низко, ребенку будет сложно следить за написанным текстом.
Детям, которые неправильно держат карандаш в пальцах, рекомендуется надевать резиновый колпачок. Использование такой насадки при письме или рисовании позволяет исправить неправильный захват пишущего инструмента. Крепление также полезно, когда ребенок не может контролировать силу захвата и давление на инструмент во время письма.
Кроме того, это полезно, когда ребенок держит пальцы слишком близко к листу бумаги, закрывая поле зрения. Эти насадки предназначены для детей как правшей, так и левшей. Их следует использовать до тех пор, пока не будет разработан и установлен правильный способ удержания пишущего инструмента.
Ребенок должен держать пишущий инструмент рядом с его кончиком, но достаточно далеко, чтобы он мог ясно видеть, что он пишет.
Пальцы должны быть гибкими и подвижными, а правильный мышечный тонус поможет нарисовать формы, которые подготовят вас к написанию букв, слов и предложений.
Бумагу следует располагать под углом для полной свободы движений, а также поощрять ребенка к совершению таких движений, как сгибание и разгибание запястья.
Другая рука (левая для детей-правшей) должна держать бумагу и удерживать тело в равновесии. Во время письма рука двигается слева направо.
Следует помнить, что до того, как ребёнок закрепит правильный хват, то есть динамический трёхпальцевый хват, он должен пройти оставшиеся три захвата, которые подготовят его к овладению правильным.
Это:
Сферический захват
Использует все пальцы. Создает прочный и стабильный захват, требует участия мышц предплечья;
дорсальный хват — захват предмета всеми, сильно напряженными пальцами;
Статический захват
Большой палец находится в оппозиции ко второму, третьему и четвертому пальцам, но пальцы всё еще сильно напряжены.
Видео-советы: как выбрать авторучку для дошкольника и школьника
Развитие моторики
Прежде чем давать ребёнку карандаш или ручку, важно убедиться в правильном развитии моторики всего тела ребёнка, особенно тех частей тела, которые связаны с руками и кистями.
На самом деле обучение 2-3-летних детей начинается не за партой, а на детской площадке. Ребёнок должен много двигаться, чтобы задействовать все тело и улучшить координацию.
Правильное положение тела
За несколько дней невозможно развить правильную осанку для письма. В детском саду дети сначала учатся распознавать и называть части человеческого тела. Таким образом они отрабатывают пространственную ориентацию (вверх, вниз, влево, вправо и т.д.), учатся двигать рукой независимо от тела, располагать предметы рядом друг с другом, водить пальцем по линиям и изгибам.
Затем ребёнок учится правильной пишущей позе.
Её необходимо отрабатывать в том числе дома:
В хорошо освещенной комнате посадите ребёнка на стул, соответствующий его росту. Ступни должны стоять на полу, колени чуть ниже бедер, спина прямая и слегка наклонена вперед. Локти и предплечья должны иметь возможность свободно двигаться.
Ребёнок может опереться на руку, которой не пишет, но спина всегда должна быть прямой. Мышцы рук не должны быть напряжены, предплечье должно отдыхать естественным образом (без сгибаний и скручиваний).
Почему ребёнок не может научиться писать правильно?
Распространённая причина того, что дети не умеют писать правильно, — это отсутствие свободного контакта с мелками, фломастерами или карандашами. Кроме того, неумение ребёнка держать пишущий инструмент может быть сигналом для взрослых о том, что он испытывает какие-то проблемы с руками.
Возможно запястье, пальцы или плечи не работают должным образом, либо мышечное напряжение в руке мешает ребёнку рисовать.
Причиной снижения графомоторного навыка могут быть нарушения моторной или зрительно-моторной координации у ребёнка. Это не позволяет ребенку координировать работу рук и глаз, что, в свою очередь, приводит к неправильному рисованию букв и выходу за пределы линий.
Бывает, что ребенок страдает дислексией, что является еще одним фактором, снижающим способность писать. Почерк дислексиков часто неразборчив, буквы трудно распознать даже самому дислектику..
Советы по улучшению графомоторики у детей
Следуйте следующим правилам, чтобы научить ребёнка правильно пользоваться карандашом или ручкой.
Правила:
Во время письма нужно сидеть прямо, не наклоняться, не лежать на столе, обе руки опираются на предплечья, пишущая рука расположена выше, чем рука, держащая тетрадь. Стул и стол должны соответствовать росту ребёнка.
Используйте карандаши меньшего размера. Карандаш меньшего размера = меньше места для ненужных пальцев. Если карандаш маленький, его можно держать только большим и указательным пальцами. Поэтому можно разрезать карандаши пополам и отдать ребёнку конец, на котором находится грифель.
Инструмент не должен быть слишком тяжелым, слишком тонким, слишком толстым, а в том месте, где он удерживается, не должен иметь утолщений, дефектов, стыков, затрудняющих работу. Пока ребёнок не научится писать, ему следует использовать только полумягкий карандаш HB или B, иначе рука будет быстро уставать.
Пишущий инструмент нужно держать кончиками большого и указательного пальцев на расстоянии около 2 см от листка и поддерживать его средним пальцем.
Непишущая рука рука держит тетрадь ниже линии письма.
Пишущий инструмент движется свободно: нельзя сжимать и давить на него.
Рука свободна перемещается по бумаге, опираясь на неё мизинцем, который действует как пружина.
Если рука устала, письмо тут же прекращается.
Вопросы и ответы
Это необходимо сделать до 3-го класса начальной школы. В дальнейшем попытки переучить ребёнка не принесут ожидаемых результатов, потому что неправильный хват уже закрепился слишком прочно.
Как уже упоминалось, обучение письму начинается не в школе, а с раннего возраста и в первую очередь касается физического и двигательного развития ребенка. Когда малышу около 4 лет, необходимо практиковать простые упражнения, такие как рисование линий и узоров или раскрашивание мелких элементов.
Здесь лучше всего подходят стандартные строительные блоки, головоломки, головоломки или память. Также стоит позаботиться о том, чтобы малыш раньше начал кататься на велосипеде и самокате.
Три пальца: большой, указательный и средний.
Видео-совет: как научить ребенка правильно держать ручку
Заключение
До тех пор, пока ребёнок не пойдёт в школу, его необходимо готовить к активному использованию пишущих предметов. Этот долгосрочный процесс, состоящий состоит из множества факторов, но он необходим. В противном случае может оказаться, что в будущем у ребёнка возникнет проблема с письмом, которая может потребовать сенсорной терапии или даже реабилитации из-за низкого мышечного тонуса.