Учим ребёнка правильно держать ручку и карандаш

Когда дети начинают ходить в школу, у многих проявляется множество проблем, которые существовали и ранее, но были скрыты. Одними из самых распространенных являются трудности, связанные с мелкой моторикой. В частности, к таковым относится удерживание карандаша или ручки в руках.

девочка пишет авторучкой
Оно требует хорошей координации рук, кистей и пальцев — навык, который не появляется у ребёнка с рождения, а последовательно развивается на протяжении всего детства. Поэтому важно ещё в детстве научить малыша правильно держать пишущие инструменты.

Этапы обучение ребёнка обращению с ручкой и карандашом

Первое, что нужно знать, это то, что данный процесс развивается в несколько этапов. Начинается он примерно в 1-2 года и может продолжаться до 5-6 лет, когда правильное держание пишущего прибора не будет требовать усилий от ребёнка.

синий карандаш в руке ребенка

Возраст 12-18 месяцев

Ребёнок начинает открывать для себя удовольствие от рисования. Вначале он берет карандаш или мелок всей рукой, все его пальцы сомкнуты на объекте, и он хаотично рисует линии в разных направлениях. При таком хвате, с каждым движением карандаша двигается и вся рука. Движения рук, запястья и пальцев ещё не так отчётливы. Это называется ладонным хватом.

девочка держит карандаш в руке

Возраст 2-3 года

В данном возрасте у ребёнка наступает переходный период. Он по-прежнему держит карандаш всеми пальцами, но теперь его большой и указательный пальцы обращены вниз. Во время рисования по-прежнему используется вся рука, но постепенно прорабатываются движения запястья и предплечья.

девочка за столом рисует

Возраст 3,5 лет — 4 года

Ребёнок начинает держать карандаш четырьмя пальцами. Кроме того, движения по-прежнему контролируются рукой, а не запястьем, которое остается статичным, что означает, что детям в этом возрасте все ещё довольно трудно управлять пишущим инструментом.

ребенок рисует на планшете карандашом

Возраст от 4-х лет

Карандаш теперь зажат между большим и указательным пальцами. Некоторое время средний или безымянный палец всё еще используется, чтобы нажимать на карандаш, но постепенно захват становится более изящным. Пальцы также становятся все ближе и ближе к бумаге, что способствует более точному письму.

Как определить, что карандаш держится неправильно?

Следующие факторы позволят вам определить, что ваш ребёнок удерживает ручку или карандаш неправильно.

Проверьте:

  • ребенок правильно держит карандашуказательный палец не лежит на карандаше, а закрывает большой палец;
  • средний и указательный пальцы закрывают большой палец;
  • средний и указательный пальцы находятся с одной стороны, а большой — с другой;
  • указательный, средний и безымянный пальцы находятся с одной стороны, а большой — с другой;
  • указательный палец прикрыт большим пальцем;
  • карандаш удерживается всей рукой.

Последствия неправильного удержания карандаша

Наблюдая за рисунками или письмом вашего ребёнка, вы ясно увидите, правильно ли он держит карандаш. Если нет, рука вашего ребенка будет быстрее уставать и болеть. Неправильный хват карандаша может даже вызывать головную боль или боль в шее.

ребенок слишком далеко рержит карандаш
ребенок неправильно захватил пальцами карандаш
у ребенка неправильный захват карандаша

Как научить ребёнка правильно держать ручку и карандаш?

Карандаш следует держать тремя пальцами: между большим и слегка согнутым указательным пальцем, упираясь им в средний палец. Пальцы, держащие карандаш, должны находиться на расстоянии около 2 см от поверхности бумаги. Если держать инструмент слишком низко, ребенку будет сложно следить за написанным текстом.

Детям, которые неправильно держат карандаш в пальцах, рекомендуется надевать резиновый колпачок. Использование такой насадки при письме или рисовании позволяет исправить неправильный захват пишущего инструмента. Крепление также полезно, когда ребенок не может контролировать силу захвата и давление на инструмент во время письма.

примеры колпачков на пальцы

Кроме того, это полезно, когда ребенок держит пальцы слишком близко к листу бумаги, закрывая поле зрения. Эти насадки предназначены для детей как правшей, так и левшей. Их следует использовать до тех пор, пока не будет разработан и установлен правильный способ удержания пишущего инструмента.

правильный захват авторучки

Ребенок должен держать пишущий инструмент рядом с его кончиком, но достаточно далеко, чтобы он мог ясно видеть, что он пишет.

пальцы сжимают фломастер

Пальцы должны быть гибкими и подвижными, а правильный мышечный тонус поможет нарисовать формы, которые подготовят вас к написанию букв, слов и предложений.

положение тетради при письме

Бумагу следует располагать под углом для полной свободы движений, а также поощрять ребенка к совершению таких движений, как сгибание и разгибание запястья.

положение второй руки при письме

Другая рука (левая для детей-правшей) должна держать бумагу и удерживать тело в равновесии. Во время письма рука двигается слева направо.

Следует помнить, что до того, как ребёнок закрепит правильный хват, то есть динамический трёхпальцевый хват, он должен пройти оставшиеся три захвата, которые подготовят его к овладению правильным.

Это:

сферический захват

Сферический захват

Использует все пальцы. Создает прочный и стабильный захват, требует участия мышц предплечья;
дорсальный хват — захват предмета всеми, сильно напряженными пальцами;

статический захват

Статический захват

Большой палец находится в оппозиции ко второму, третьему и четвертому пальцам, но пальцы всё еще сильно напряжены.

Мнение эксперта
Панкина Виола Константиновна
Квалифицированный детский психоневролог
В дополнение к колпачкам для коррекции захвата также могут пригодиться треугольные мелки, которые можно приобрести в магазинах канцелярских товаров.

Видео-советы: как выбрать авторучку для дошкольника и школьника

Развитие моторики

Прежде чем давать ребёнку карандаш или ручку, важно убедиться в правильном развитии моторики всего тела ребёнка, особенно тех частей тела, которые связаны с руками и кистями.

На самом деле обучение 2-3-летних детей начинается не за партой, а на детской площадке. Ребёнок должен много двигаться, чтобы задействовать все тело и улучшить координацию.

Мнение эксперта
Панкина Виола Константиновна
Квалифицированный детский психоневролог
Тренировать руки можно бросая мяч, взбираясь по лестнице и т.п. Подойдут и художественные упражнения, используя пластилин, мелки, кисти и краски. Интересный вариант — попросить ребенка разорвать бумажное полотенце на мелкие кусочки, а затем смять все кусочки в маленькие шарики и наполнить ими чашку. Суть в том, чтобы побудить ребенка разрабатывать руки и пальцы.

Правильное положение тела

За несколько дней невозможно развить правильную осанку для письма. В детском саду дети сначала учатся распознавать и называть части человеческого тела. Таким образом они отрабатывают пространственную ориентацию (вверх, вниз, влево, вправо и т.д.), учатся двигать рукой независимо от тела, располагать предметы рядом друг с другом, водить пальцем по линиям и изгибам.

Затем ребёнок учится правильной пишущей позе.

Её необходимо отрабатывать в том числе дома:

ребенок правильно сидит за столом

В хорошо освещенной комнате посадите ребёнка на стул, соответствующий его росту. Ступни должны стоять на полу, колени чуть ниже бедер, спина прямая и слегка наклонена вперед. Локти и предплечья должны иметь возможность свободно двигаться.

положение рук при письме

Ребёнок может опереться на руку, которой не пишет, но спина всегда должна быть прямой. Мышцы рук не должны быть напряжены, предплечье должно отдыхать естественным образом (без сгибаний и скручиваний).

Почему ребёнок не может научиться писать правильно?

Распространённая причина того, что дети не умеют писать правильно, — это отсутствие свободного контакта с мелками, фломастерами или карандашами. Кроме того, неумение ребёнка держать пишущий инструмент может быть сигналом для взрослых о том, что он испытывает какие-то проблемы с руками.

ребенок рисует карандашами
ребенок тянется рукой чтобы рисовать
девочка в очках рисует

Возможно запястье, пальцы или плечи не работают должным образом, либо мышечное напряжение в руке мешает ребёнку рисовать.

Причиной снижения графомоторного навыка могут быть нарушения моторной или зрительно-моторной координации у ребёнка. Это не позволяет ребенку координировать работу рук и глаз, что, в свою очередь, приводит к неправильному рисованию букв и выходу за пределы линий.

Бывает, что ребенок страдает дислексией, что является еще одним фактором, снижающим способность писать. Почерк дислексиков часто неразборчив, буквы трудно распознать даже самому дислектику..

Советы по улучшению графомоторики у детей

Следуйте следующим правилам, чтобы научить ребёнка правильно пользоваться карандашом или ручкой.

Правила:

как сидеть и писать правильно

Во время письма нужно сидеть прямо, не наклоняться, не лежать на столе, обе руки опираются на предплечья, пишущая рука расположена выше, чем рука, держащая тетрадь. Стул и стол должны соответствовать росту ребёнка.

черный карандаш в руке

Используйте карандаши меньшего размера. Карандаш меньшего размера = меньше места для ненужных пальцев. Если карандаш маленький, его можно держать только большим и указательным пальцами. Поэтому можно разрезать карандаши пополам и отдать ребёнку конец, на котором находится грифель.

малыш держит авторучку в правой руке

Инструмент не должен быть слишком тяжелым, слишком тонким, слишком толстым, а в том месте, где он удерживается, не должен иметь утолщений, дефектов, стыков, затрудняющих работу. Пока ребёнок не научится писать, ему следует использовать только полумягкий карандаш HB или B, иначе рука будет быстро уставать.

пишет карандашом по белой бумаге

Пишущий инструмент нужно держать кончиками большого и указательного пальцев на расстоянии около 2 см от листка и поддерживать его средним пальцем.

как лежат руки при письме

Непишущая рука рука держит тетрадь ниже линии письма.

ребенок учится писать

Пишущий инструмент движется свободно: нельзя сжимать и давить на него.

ребенок пишет в тетради

Рука свободна перемещается по бумаге, опираясь на неё мизинцем, который действует как пружина.

девочка удивлена

Если рука устала, письмо тут же прекращается.

Вопросы и ответы

В какой момент нужно перейти от неправильного хвата к правильному?

Это необходимо сделать до 3-го класса начальной школы. В дальнейшем попытки переучить ребёнка не принесут ожидаемых результатов, потому что неправильный хват уже закрепился слишком прочно.

Когда начинать учиться писать?

Как уже упоминалось, обучение письму начинается не в школе, а с раннего возраста и в первую очередь касается физического и двигательного развития ребенка. Когда малышу около 4 лет, необходимо практиковать простые упражнения, такие как рисование линий и узоров или раскрашивание мелких элементов.

Как тренировать зрительно-моторную координацию?

Здесь лучше всего подходят стандартные строительные блоки, головоломки, головоломки или память. Также стоит позаботиться о том, чтобы малыш раньше начал кататься на велосипеде и самокате.

Сколько пальцев должно быть задействовано в правильном хвате ручки - два или три?

Три пальца: большой, указательный и средний.

Видео-совет: как научить ребенка правильно держать ручку

Заключение

До тех пор, пока ребёнок не пойдёт в школу, его необходимо готовить к активному использованию пишущих предметов. Этот долгосрочный процесс, состоящий состоит из множества факторов, но он необходим. В противном случае может оказаться, что в будущем у ребёнка возникнет проблема с письмом, которая может потребовать сенсорной терапии или даже реабилитации из-за низкого мышечного тонуса.

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: