Виды и уровни профессионального образования детей

Система образования детей в России представлена разными уровнями. Начинается все с дошкольного, в который входят детские сады, но по мере взросления ребенок проходит следующие ступени. Вопрос выбора профессионального образования особенно важен для подготовки ребенка к трудовой деятельности и формирования личности.

мальчик в библиотеке с книжными полками

Место профессионального образования в системе

Профессиональное образование ребенка находится не в самом начале его пути и с необходимостью его получения родители и сам ребенок сталкиваются не сразу. Однако именно эта ступень играет большую роль в дальнейшем профессиональном определении ребенка, получении специальности и трудоустройстве.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в образовательной системе страны выделяется несколько уровней.

Элементы системы:

  • общее образование;
  • профессиональное;
  • дополнительное;
  • профессиональное обучение.

Общее образование представлено подуровнями:

дети учатся рисовать

дошкольное

начало образовательного пути – детский сад.

первоклассник у доски

начальное общее

сюда входит начальная школа с 1 по 4 класс.

ученики средней школы за партами

основное общее

это пять лет школы с 5 по 9 класс.

ученики старших классов

среднее общее

это два года школы с 10 по 11 класс.

Профессиональное образование детей тоже имеет многоступенчатую систему.

В систему профобразования входят:

студенты колледжа группой

среднее профессиональное — сюда входят учебные заведения, где дети получают рабочие профессии: училища, техникумы, колледжи.

студенты университета на лекции

высшее: представлено ВУЗами, институтами, где дети по обучаются по системе бакалавриата и магистратуры. Разница в сроке обучения и качестве диплома. Первым звеном считается бакалавриат, после его окончания дополнительно 2 года обучения дают статус магистра. При отсутствии такой системы ребенок обучается по принципу специалитета.

аспирант в библиотеке

аспирантура, докторантура — подготовка кадров высшей квалификации.

Система образования в РФ устроена так, что ребенок существует в ней непрерывно, постепенно переходя на следующий этап. Выбор пути на ступени профессионального образования крайне важен для будущего ребенка.

Цели и задачи

дети играют в профессииПолучение профессиональных навыков и знаний для ребенка имеет следующие задачи:

  • восполнение потребностей общества и государства в профессиональных кадрах по разным направлениям;
  • развитие умственных, культурных, социальных и творческих способностей отдельной личности.

Профессиональное образование ребенка не имеет узкой цели – предоставление ему квалификации и навыков для трудоустройства по конкретной специальности.

Его цели гораздо шире и заключаются:

  • в формировании целостной личности;
  • в определении ребенком собственного пути реализации и развития;
  • в раскрытии гражданского потенциала, формировании позиции;
  • в распространении знаний среди всего населения;
  • в развитии научной деятельности среди обучающихся.
люди разных профессий
рабочие специальности
девушка на рабочем месте

Совокупность целей и задач определяет важность профессионального образования детей для конкретного ребенка и общества в целом.

Дополнительное образование и профессиональное обучение

ребенок ищет себяОсобняком в системе образования детей РФ стоит дополнительное. Оно не делится на уровни, но бывает нескольких видов, в том числе и профессиональное.

Дополнительное профобразование:

  • программы переподготовки кадров, когда ребенок получил или получает профобразование, но имеет возможность дополнительно освоить другую специальность;
  • повышение квалификации.

Дополнительное образование призвано раскрывать способности детей в той сфере, которая их заинтересовала, если у ребенка обнаружен потенциал и желание.

Особняком выделяется предпрофессиональное и профессиональное образование детей в области искусства и физической культуры. Здесь существуют программы, направленные на ранее развитие одаренных детей, выявление у них способностей с целью дальнейшего обучения.

Цели дополнительного профессионального образования:

  • талант, звездаразвитие определенных граней таланта ребенка;
  • обеспечение ребенка квалификационными навыками и знаниями для трудоустройства в творческой профессии;
  • приобретение новой квалификации в сфере спорта, искусства.

Профессиональное обучение осуществляется по направлениям:

  • подготовка по рабочим профессиям и должностям служащих;
  • повышение квалификации по этим же профессиям;
  • переподготовка.

ВАЖНО! Профессиональное обучение не подразумевает получения образования любого уровня.

Профессиональное обучение – это инструмент для расширения навыков в профессии, «прокачка» отдельных способностей. Сюда относятся курсы для детей, семинары, форумы и т.д. Например, ребенок, обучаясь в колледже на сварщика, параллельно посещает компьютерные курсы по ремонту и сборке.

Современные тенденции профессионального образования

Тенденции развития профессионального образования постоянно изменяются.

Современные направления складываются под влиянием ряда факторов:

рабочие идут на смену

понижение престижа рабочих профессий. Государственная политика направлена на повышение почетности рабочих специальностей и привлечение детей к обучению;

программист за работой

устаревание некоторых профессий и приобретение популярности новых. В современных реалиях дети стремятся получить высшее образование в области ИТ-технологий, рекламы, бизнеса и т.д.;

дистанционный урок

расширение рынка онлайн-образования и обесценивания некоторыми представителями молодежи профессионального образования как обязательного. Это связано с развитием социальных сетей, появлением блогеров, которые имеют возможность зарабатывать без квалификации и профессии;

пенсионеры отдыхают

повышение пенсионного возраста. Этот фактор больше касается взрослого населения и лиц предпенсионного возраста, но оказывает влияние на всю систему образования.

Рынок профессионального образования постоянно меняется из-за изменения спроса, популярности новых направлений среди детей и молодежи, исчезновения старых.

Полный видео-разбор системы образования в РФ

Вопросы и ответы

После какого этапа обучения в школе ребенок может перейти к профессиональному образованию?

Если речь о среднем профессиональном образовании, оно доступно после окончания 9 класса, если о высшем – после 11. Аспирантура и докторантура доступна после окончания этапа получения высшего образования.

Может ли ребенок, окончивший школу, закончить только курсы переподготовки и считаться получившим профессиональное образование?

Нет, для этого придется окончить хотя бы колледж, техникум или училище.

Как родителям выбрать направление профессионального образования для ребенка?

Нужно опираться на предпочтения самого ребенка, его способности, актуальность профессии, возможности перепрофилироваться и получить дополнительное образование.

Какие направления профессионального образования популярны сейчас?

Все больше детей выбирают образование в сфере ИТ, маркетинга, рекламы, интернет-маркетинга и т.д.

По какому пути образования вести ребенка, имеющего музыкальные способности?

Если ребенок желает связать дальнейшую профессиональную жизнь с музыкой, то сначала нужно определить его в музыкальную школу. После ее окончания в качестве профессионального образования выбирают колледж искусств или соответствующий ВУЗ.

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: