Развитие ребенка в два года: лучшие методы и советы от опытных мам
В 2 года ребенок уже развит физически и у него стремительно развивается эмоциональная сфера, формируется и улучшается навык говорения. У малыша присутствует постоянно желание учиться, познавать мир. Чтобы на этой волне максимально добиться результата и улучшить физическое и интеллектуальное здоровье ребенка, важно пользоваться хорошими методиками развития.
Развитие речи сказками
Вся основная деятельность должна быть направлена на улучшение навыков говорения и расширение словарного запаса.
Если ребенок уже говорящий, способный четко повторять за взрослым новые слова, может строить небольшие предложения в 2-3 слова, тогда можно сразу подключать заучивание небольших стихов и потешек:
- Сначала прочтите стихотворение несколько раз малышу. Читать следует медленно, расставляя все ударения и соблюдая интонацию.
- Затем читаем первую строчку, но сразу дочитывать ее до конца не нужно. Пусть ребенок попробует закончить фразу. Так поступаем с каждой строчкой потешки.
- Обязательно следите за настроением двухлетки, не стоит его нагружать, если он начинает капризничать. Тогда лучше повторить стихотворение еще раз вместе и отложить его.
- Занятие не должно длиться более 7-15 минут с учетом детской усидчивости.
Выбранные стихи и потешки должны быть небольшого размера и с хорошей рифмой. Лучше выбирать тексты частушек или прибауток, их дети запоминают очень быстро и надолго.
Неговорящим детям и уже имеющим подобный навык обязательно необходимо читать сказки. По мнению нейропсихологов и опытных мам, лучшим вариантом станут народные сказки, где много повторений одних и тех же фраз, а также ситуаций. Такие сюжеты ускоряют навык запоминания, стимулируют у ребенка желание повторить прочитанное.
Особенно быстро в этом возрасте обучаются на таких произведениях, как Колобок, Мой Додыр, Федорино Горе. Лисичка и Заяц, стихи Корнея Чуковского. В них много повторяющихся сюжетов и есть ритмичные песни и четверостишия.
Улучшение мелкой моторики
Центр мелкой моторики находится практически в одном месте с центром речи и внимания. Именно поэтому педагоги раннего развития и нейропсихологи так настоятельно рекомендуют не забывать постоянно совершенствовать движения пальчиками. Здесь есть несколько вариантов классического обучения и более современных методов.
Рисование
При использовании этой методики у ребенка не только улучшается мелкая моторика, но также развивается творческое начало. Малыш учится видеть цвет, запоминает его, воспринимает формы и объем. Не стоит расстраиваться, если сначала на листке будут старательно выводиться одни каракули.
Просто постепенно аккуратно своей рукой помогайте малышу выводить более осмысленные рисунки. Вначале рекомендуется брать мягкие восковые мелки, акварельные краски и цветные карандаши. Во время занятий обязательно комментируйте все, что вы делаете.
Уже в два года можно также практиковать рисование по номерам. Так ребенок гораздо быстрее заучит цвета, но также начнет запоминать цифры и находить их среди множества других символов. Очень интересен вариант для детей рисования пальчиками и ладонью. Во время таких занятий можно предлагать малышу придумать самостоятельный сюжет и выбрать для этого подходящую цветовую гамму.
Во время рисования обязательно сразу учите двухлетку правильно держать ручку и карандаш, переучивать гораздо сложнее. А неправильная позиция пальцев приводит к проблемам с почерком.
Лепка
Отличная сенсорная методика, которая формирует мелкую моторику, творческие навыки, восприятие форм и объемов. Занятия следует делить на два этапа: на первом вы сами показываете, как необходимо лепить, а на втором — ребенок получает полную свободу и делает с пластилином все, что захочет.
Для уроков рекомендуется брать мягкое тесто или классический пластилин, он обязательно должен быть мягким.
Лепка может быть не только в классическом варианте, но и по номерам. Когда на листе бумаги, равномерно распределив пластилин, можно получить красивую картинку. Такие занятия намного проще в выполнении, но приносят не меньше пользы, чем обычная лепка объемных фигур.
Аппликация
Для уроков лучше брать небольшие сюжеты. Начинают занятия с крупных фигур, например, животных или цветочков. Постепенно аппликации усложняют, выстраивая из нее целые сюжеты: лесные поляны с небом, снежные пейзажи и т.д.
Готовые шаблоны таких занятий можно найти в интернете или же сделать самостоятельно из цветной бумаги. Во время таких занятий можно познакомить двухлетку с ножницами, объяснив, как ими правильно пользоваться.
Сейчас в магазинах много комплектов аппликаций, сделанных из разноцветной фольги, песка, пенопласта. Они удобны для использования, сразу идут с необходимыми материалами и инструкциями. Достаточно выбирать сюжет по возрасту малыша.
Ролевые игры
Это важный момент в формировании когнитивных навыков, запоминая и восприятия окружающего мира.
Первыми сюжетами игр могут стать уже знакомые для ребенка ситуации: дочки-матери, чаепития, поход в магазин, посещение поликлиники.
Постепенно сюжеты следует усложнять, добавляя новые. Для удобства занятий рекомендуется приобрести специальные игровые наборы. Они стоят не так много, но при этом помогают в несколько раз улучшить качество занятий.
Через ролевые игры малыша необходимо обучать бытовым навыкам, самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой. В игровой форме ребенок не будет протестовать и с легкостью выполнит все поставленные задачи.
Активные игры
Не меньше внимания следует уделять развитию физической формы двухлетки. Делать это следует независимо от поры года. В таком возрасте интересны бег с препятствием, игры с водным пистолетом. Можно устраивать вымышленные соревнования, предлагая в конце небольшой приз за старания.
Обычная лепка из снега в зимнее время формирует сразу несколько навыков от физической выносливости до восприятия форм. В активные игры можно включить ролевой момент. Например, про полицейских или разбойников. От таких занятий малыши не устают и усваивают новые знания автоматически.
Активные игры — отличный вариант антистресса. Они снимают нервное напряжение и помогают отдохнуть после умственной деятельности.
Музыкальный слух
В этом возрасте обязательно продолжаем прослушивание классической музыки, что рекомендуется делать еще с рождения ребенка. Но для более быстрого развития речи, слуха, музыкального восприятия к классике добавляют произведения со словами. Включать их можно во время игр фоном или для осознанного прослушивания.
Второй вариант больше подходит для деток, которые уже могут что-то говорить. Лучше выбирать веселые и ритмичные детские песенки, народные мелодии и озвученные стихи. По возможности обязательно старайтесь пропеть все песенки с ребенком, вспоминайте их текст и после занятий во время отдыха, перед сном.
Развивающие карточки
Есть несколько видов таких наборов. Обычно они имеют конкретную тематику и позволяют изучить все предметы, касающиеся этой области.
В двухлетнем возрасте уже стоит знать части тела, мебель, посуду, домашних и диких животных, предметы быта.
Не спешите прыгать по всем карточкам, позвольте ребенку хорошо запомнить все понятия и явления. Предлагайте ему найти их вокруг себя, показать на себе или на вас. По возможности проговаривайте каждое изображенное слово. Выделяйте такие понятия, как часть и целое, высокий и низкий, большой и маленький, повторяйте цвета, формы.
Во время занятий берите карточки, которые максимально правдоподобно передают изображенные понятия. Нарисованные предметы с искаженными линиями и цветами запрещены для обучения в двухлетнем возрасте.
Вопрос и ответ
Все зависит от его усидчивости. Но не рекомендуется проводить уроки длиннее 10-15 минут, чтобы не перегружать нервную систему малыша.
В подобных центрах дети не просто занимаются, но также учатся взаимодействовать с другими детьми и чужими взрослыми. Если и без этого у ребенка достаточно такого общения, то можно обойтись и без них.
Перед сном лучше ограничиться классическим вариантом чтения сказки. Аудиосказки подойдут в качестве фона во время игр. В два года ребенок должен также визуализировать при помощи книги то, что слышит во время чтения.
Можно, но они должны быть максимально разнесены друг от друга и иметь разную направленность. Обязательно сочетать двигательные, сенсорные и классические методики.
Нет, тем более сейчас есть специальные детские ножницы с закругленными концами. Они абсолютно безопасны, тем более ребенок в любом случае должен быть под наблюдением взрослого.
От того, насколько серьезно родители подойдут к развитию своей двухлетки, зависят дальнейшие интеллектуальные и физические успехи ребенка. Более развитые в этом возрасте дети проще адаптируются в обществе, не так тяжело привыкают к детскому саду и быстрее сверстников впитывают новые знания.