Развитие ребенка в два года: лучшие методы и советы от опытных мам

В 2 года ребенок уже развит физически и у него стремительно развивается эмоциональная сфера, формируется и улучшается навык говорения. У малыша присутствует постоянно желание учиться, познавать мир. Чтобы на этой волне максимально добиться результата и улучшить физическое и интеллектуальное здоровье ребенка, важно пользоваться хорошими методиками развития.

Развитие речи сказками

Вся основная деятельность должна быть направлена на улучшение навыков говорения и расширение словарного запаса.

Если ребенок уже говорящий, способный четко повторять за взрослым новые слова, может строить небольшие предложения в 2-3 слова, тогда можно сразу подключать заучивание небольших стихов и потешек:

  1. Сначала прочтите стихотворение несколько раз малышу. Читать следует медленно, расставляя все ударения и соблюдая интонацию.
  2. Затем читаем первую строчку, но сразу дочитывать ее до конца не нужно. Пусть ребенок попробует закончить фразу. Так поступаем с каждой строчкой потешки.
  3. Обязательно следите за настроением двухлетки, не стоит его нагружать, если он начинает капризничать. Тогда лучше повторить стихотворение еще раз вместе и отложить его.
  4. Занятие не должно длиться более 7-15 минут с учетом детской усидчивости.

Выбранные стихи и потешки должны быть небольшого размера и с хорошей рифмой. Лучше выбирать тексты частушек или прибауток, их дети запоминают очень быстро и надолго.

Неговорящим детям и уже имеющим подобный навык обязательно необходимо читать сказки. По мнению нейропсихологов и опытных мам, лучшим вариантом станут народные сказки, где много повторений одних и тех же фраз, а также ситуаций. Такие сюжеты ускоряют навык запоминания, стимулируют у ребенка желание повторить прочитанное.

Особенно быстро в этом возрасте обучаются на таких произведениях, как Колобок, Мой Додыр, Федорино Горе. Лисичка и Заяц, стихи Корнея Чуковского. В них много повторяющихся сюжетов и есть ритмичные песни и четверостишия.

Улучшение мелкой моторики

Центр мелкой моторики находится практически в одном месте с центром речи и внимания. Именно поэтому педагоги раннего развития и нейропсихологи так настоятельно рекомендуют не забывать постоянно совершенствовать движения пальчиками. Здесь есть несколько вариантов классического обучения и более современных методов.

Рисование

При использовании этой методики у ребенка не только улучшается мелкая моторика, но также развивается творческое начало. Малыш учится видеть цвет, запоминает его, воспринимает формы и объем. Не стоит расстраиваться, если сначала на листке будут старательно выводиться одни каракули.

Просто постепенно аккуратно своей рукой помогайте малышу выводить более осмысленные рисунки. Вначале рекомендуется брать мягкие восковые мелки, акварельные краски и цветные карандаши. Во время занятий обязательно комментируйте все, что вы делаете.

Уже в два года можно также практиковать рисование по номерам. Так ребенок гораздо быстрее заучит цвета, но также начнет запоминать цифры и находить их среди множества других символов. Очень интересен вариант для детей рисования пальчиками и ладонью. Во время таких занятий можно предлагать малышу придумать самостоятельный сюжет и выбрать для этого подходящую цветовую гамму.

Во время рисования обязательно сразу учите двухлетку правильно держать ручку и карандаш, переучивать гораздо сложнее. А неправильная позиция пальцев приводит к проблемам с почерком.

Лепка

Отличная сенсорная методика, которая формирует мелкую моторику, творческие навыки, восприятие форм и объемов. Занятия следует делить на два этапа: на первом вы сами показываете, как необходимо лепить, а на втором — ребенок получает полную свободу и делает с пластилином все, что захочет.

Для уроков рекомендуется брать мягкое тесто или классический пластилин, он обязательно должен быть мягким.

Лепка может быть не только в классическом варианте, но и по номерам. Когда на листе бумаги, равномерно распределив пластилин, можно получить красивую картинку. Такие занятия намного проще в выполнении, но приносят не меньше пользы, чем обычная лепка объемных фигур.

Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
Сейчас очень много наборов с тестом, где в комплекте идут всевозможные формы: цветочки, геометрические фигуры, животные. Такие комплекты намного интереснее детям, к тому же позволяют дополнительно запомнить новые слова и явления.

Аппликация

Для уроков лучше брать небольшие сюжеты. Начинают занятия с крупных фигур, например, животных или цветочков. Постепенно аппликации усложняют, выстраивая из нее целые сюжеты: лесные поляны с небом, снежные пейзажи и т.д.

Готовые шаблоны таких занятий можно найти в интернете или же сделать самостоятельно из цветной бумаги. Во время таких занятий можно познакомить двухлетку с ножницами, объяснив, как ими правильно пользоваться.

Сейчас в магазинах много комплектов аппликаций, сделанных из разноцветной фольги, песка, пенопласта. Они удобны для использования, сразу идут с необходимыми материалами и инструкциями. Достаточно выбирать сюжет по возрасту малыша.

Ролевые игры

Это важный момент в формировании когнитивных навыков, запоминая и восприятия окружающего мира.

Первыми сюжетами игр могут стать уже знакомые для ребенка ситуации: дочки-матери, чаепития, поход в магазин, посещение поликлиники.

Постепенно сюжеты следует усложнять, добавляя новые. Для удобства занятий рекомендуется приобрести специальные игровые наборы. Они стоят не так много, но при этом помогают в несколько раз улучшить качество занятий.

Через ролевые игры малыша необходимо обучать бытовым навыкам, самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой. В игровой форме ребенок не будет протестовать и с легкостью выполнит все поставленные задачи.

Активные игры

Не меньше внимания следует уделять развитию физической формы двухлетки. Делать это следует независимо от поры года. В таком возрасте интересны бег с препятствием, игры с водным пистолетом. Можно устраивать вымышленные соревнования, предлагая в конце небольшой приз за старания.

Обычная лепка из снега в зимнее время формирует сразу несколько навыков от физической выносливости до восприятия форм. В активные игры можно включить ролевой момент. Например, про полицейских или разбойников. От таких занятий малыши не устают и усваивают новые знания автоматически.

Активные игры — отличный вариант антистресса. Они снимают нервное напряжение и помогают отдохнуть после умственной деятельности.

Музыкальный слух

В этом возрасте обязательно продолжаем прослушивание классической музыки, что рекомендуется делать еще с рождения ребенка. Но для более быстрого развития речи, слуха, музыкального восприятия к классике добавляют произведения со словами. Включать их можно во время игр фоном или для осознанного прослушивания.

Второй вариант больше подходит для деток, которые уже могут что-то говорить. Лучше выбирать веселые и ритмичные детские песенки, народные мелодии и озвученные стихи. По возможности обязательно старайтесь пропеть все песенки с ребенком, вспоминайте их текст и после занятий во время отдыха, перед сном.

Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
Если малышу сложно воспринимать одну музыку, можно включать видеоклип. Он должен быть ярким, мультипликационным, полностью соответствовать детской тематике. Но не стоит занятие проводить исключительно только на основе просмотра мультика.

Развивающие карточки

Есть несколько видов таких наборов. Обычно они имеют конкретную тематику и позволяют изучить все предметы, касающиеся этой области.

В двухлетнем возрасте уже стоит знать части тела, мебель, посуду, домашних и диких животных, предметы быта.

Не спешите прыгать по всем карточкам, позвольте ребенку хорошо запомнить все понятия и явления. Предлагайте ему найти их вокруг себя, показать на себе или на вас. По возможности проговаривайте каждое изображенное слово. Выделяйте такие понятия, как часть и целое, высокий и низкий, большой и маленький, повторяйте цвета, формы.

Во время занятий берите карточки, которые максимально правдоподобно передают изображенные понятия. Нарисованные предметы с искаженными линиями и цветами запрещены для обучения в двухлетнем возрасте.

Вопрос и ответ

Сколько может длиться занятие с двухлетним ребенком?

Все зависит от его усидчивости. Но не рекомендуется проводить уроки длиннее 10-15 минут, чтобы не перегружать нервную систему малыша.

Нужно ли ребенка в этом возрасте водить в детские развивающие центры, если такие же занятия я могу провести дома?

В подобных центрах дети не просто занимаются, но также учатся взаимодействовать с другими детьми и чужими взрослыми. Если и без этого у ребенка достаточно такого общения, то можно обойтись и без них.

Можно ли аудиосказки ставить перед сном?

Перед сном лучше ограничиться классическим вариантом чтения сказки. Аудиосказки подойдут в качестве фона во время игр. В два года ребенок должен также визуализировать при помощи книги то, что слышит во время чтения.

Можно ли в день проводить несколько блоков занятий?

Можно, но они должны быть максимально разнесены друг от друга и иметь разную направленность. Обязательно сочетать двигательные, сенсорные и классические методики.

Не рано ли детям в два года пользоваться ножницами?

Нет, тем более сейчас есть специальные детские ножницы с закругленными концами. Они абсолютно безопасны, тем более ребенок в любом случае должен быть под наблюдением взрослого.

От того, насколько серьезно родители подойдут к развитию своей двухлетки, зависят дальнейшие интеллектуальные и физические успехи ребенка. Более развитые в этом возрасте дети проще адаптируются в обществе, не так тяжело привыкают к детскому саду и быстрее сверстников впитывают новые знания.

Видео-обзор: что должен уметь ребенок в 2 года

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: