Образование детей с задержкой психического развития

девочка с неправильными хромосомамиЗадержка психического развития часто воспринимается как некое клеймо, и не все государственные школы берут на себя ответственность создавать отдельные классы для детей с этой особенностью.

Наиболее подходящий вариант в этой ситуации – школа-интернат или специализированное учреждение, в котором все классы состоят из «особенных» детей. Некоторые прибегают к решению проблемы совсем с другой стороны и нанимают частных учителей для домашнего обучения.

Вот только в этом кроется главная ошибка, так ребенок полностью лишен социализации, особенно если диагноз не подтвержден специалистами и опрометчиво поставлен родителями на основании своих сомнительных выводов.

Определение и распространенность умственной отсталости

ребенок в куче деталей конструктораПолучение специального образования должно осуществляться только после рекомендаций специалистов.

Часто выделяют три основных критерия:

  • ограниченные возможности интеллекта;
  • отсутствие адаптивных навыков;
  • невозможность контролировать эмоции.

Кстати, ошибочно полагать, что интеллектуальные возможности определяются только на основании теста на IQ. Не стоит исключать и поведенческие факторы, часто ведется наблюдение за ребенком во время его пребывания дома и среди посторонних людей.

Помните! Как только все эти нюансы подтверждаются, ребенку дается возможность получить специальное образование. У отдельных детей все симптомы со временем исчезают, а показатели достигают нормы. На данный момент задержкой психического развития страдает 1 – 2% детей.

Проблемы, тенденции и противоречия

девочка прикрывает уши ладонямиОсновной проблемой специального образования являются максимально заниженные ожидания от ребенка. Этот фактор препятствует дальнейшему развитию и восстановлению, так как умственные способности не получают никакого стимула, чтобы сдвинуться с мертвой точки.

В некоторых случаях виноваты родители, иногда ответственность полностью лежит на педагогах. Несмотря на то, что тенденции постепенно меняются, эта проблема до сих пор остается нерешенной. В особенности это касается государственных школ с так называемыми классами «ЗПР».

Помощь детям школьного возраста

девочка из команды поддержкиЧасто специалисты совершают большую ошибку, начиная заниматься с ребенком только по достижении им школьного возраста. Почему-то во внимание не берется ясельный и дошкольный возраст, когда интеллект формируется в одно большое мировосприятие.

Нередко из-за отсутствия разграничения таких детей в детских садах случаются инциденты. Важно помнить, что такому ребенку очень тяжело даются даже самые элементарные вещи.

Прислушайтесь к рекомендации доктора Меган Томб, доцента кафедры клинической психологии Медицинского центра Колумбийского университета:

«Главный совет, который можно дать в этом случае — направить ребенка в творческую сторону, попытаться раскрыть его творческий потенциал. Не задумывайтесь о частных школах, подобное образование можно получить и бесплатно (по рекомендации вашего доктора).»

Такой подход поможет избежать дальнейшего развития недуга или по крайней мере на время приостановить его прогресс. Если обратить внимание на ребенка еще до того, как он пойдет в первый класс, все показатели со временем начнут приходить в норму.

Из чего состоит специально образование

Особенности развития ребенка не всегда отображаются в виде плохих оценок и неудовлетворительного поведения, но при этом, дополнительная помощь все-таки требуется.

Есть несколько вариантов плана действий, исходящих исключительно из степени задержки развития ребенка:

1. Общее образование

мама занимается с ребенкомПри получении общего образования важно, чтобы весь процесс был нацелен на результат в максимуме, а не на минимуме. Важно учитывать, что программа не должна отличаться от той программы, которую получают обычные дети.

Изменения в обучении конкретного ребенка происходят индивидуально и строго по рекомендации специалистов. Как правило, педагоги не являются специалистами в этой сфере и не имеют права менять программу на свое усмотрение.

2. Дополнительные средства и услуги

мальчик с отставанием в развитииИндивидуальный подход – ключ к успеху обучаемости ребенка. Если ему не дается стандартная программа, не стоит от нее отказываться, можно немного занизить требования, пока ребенок не сможет усвоить весь материал хотя бы частями.

Не исключены и дополнительные занятия после основных уроков. Если же с программой обучения возникают проблемы, рекомендуется отказаться от дополнительных кружков и секций, чтобы не перегружать ребенка.

Чтобы процесс обучения происходил как можно более гладко, родителям необходимо иногда присутствовать на уроках и обращать внимание на нюансы поведения педагога. Не стоит бояться выявлять нарушения, помните, все ваши действия должны идти на пользу ребенку.

Знайте, в основном отдельными классами «ЗПР» в госшколах занимаются те же учителя, которые учат обычных детей. Но педагог должен иметь специальное образование, в противном случае, ребенок не только не получит необходимую помощь, но может начать регрессировать.

3. Адаптивные навыки

Проблема с коммуникацией – одна из самых основных и сложных для ребенка с задержкой психического развития. Без посторонней помощи детям очень сложно пройти первый этап социализации.

девочка рисуетОсновные критерии полной социализации включают в себя:

  • общение со сверстниками;
  • заботу о личных потребностях;
  • здоровье и безопасность;
  • выполнение домашних обязанностей;
  • социальные навыки (манеры, знание правил общения);
  • чтение, письмо и основы математики;
  • реализацию творческого потенциала.

4. Взросление/переходный возраст

учитель занимается с ребенкомОдна из основных и сложных задач – это подготовить особенного ребенка ко взрослой самостоятельной жизни. Во время переходного возраста необходимо давать некую свободу действий для ученика, чтобы он имел определенный опыт во всех аспектах самостоятельной жизни.

Не рекомендуется проводить подобные эксперименты с ребенком, которому еще не исполнилось 16 лет. В некоторых школах такая практика отсутствует вовсе, но постепенно специалисты начинают к этому приходить. К сожалению, эффективность метода пока полностью не доказана.

Советы учителям

учитель говорит с ребенком1. Занимайтесь самообразованием
Чтобы найти правильный подход к ребенку с задержкой психического развития, необходимо досконально изучить эту тему. Важно помнить, что стандартный подход в этом случае вряд ли сработает.

2. Старайтесь быть причастным к его успехам и поражениям
Обязательно выделяйте его сильные стороны и напоминайте ему о них. Только совместными усилиями вы сможете внушить ребенку уверенность в себе и в своих действиях.

Не помешает пройти курсы повышения квалификации для дальнейшей работы. Консультации обычно проводят опытные специалисты, которые дадут множество советов, чтобы облегчить жизнь вам и вашим подопечным. Особенно это касается учителей-новичков.

занятие с отстающим ребенком3. Ставьте конкретные задачи
Старайтесь ставить перед учениками практические задачи. Меньше вдавайтесь в теорию, ведь все приходит только с опытом. Также вместо теории проще представить все визуально, в виде картинки или таблицы.

4. Разбивайте сложные задачи на отдельные мелкие части
Ученику будет проще выполнить большую работу по частям, нежели сразу осилить весь объем. Со временем придет опыт и большой объем работы не будет пугать и расстраивать ребенка. Всегда будьте рядом и подсказывайте.

ребенок с отклонением5. Не забывайте разговаривать на посторонние темы
Ребенку будет приятно, что его повседневной жизнью интересуются. Так вы быстрее найдете контакт, основанный исключительно на доверии.

6. Советуйтесь с родителями учащегося
Попробуйте как можно больше узнать о ребенке от его родителей. Вы должны знать, как он ведет себя в домашних условиях, это поможет найти к нему индивидуальный подход.

Советы для родителей

мама играет с ребенком1. Поймите проблему ребенка
Будьте участливы и разберитесь в проблеме своего ребенка. Только путем понимания можно прийти к положительному результату.

2. Будьте терпеливы и сдержанны
Нужно быть готовым к тому, что ребенок будет нуждаться в вашей помощи даже по достижении совершеннолетия.

ребенок радуется мягкой игрушки3. Поощряйте самостоятельность ребенка
Хвалите его даже за самые простые (на ваш взгляд) повседневные обязанности. Не стоит подгонять и кричать, если у ребенка что-то не получается. Дети с задержкой развития часто бывают очень медлительны. Старайтесь не перегружать, давая большое количество заданий

4. Лучше все время находитесь рядом и направляйте
Если же вы будете кричать и торопить, ребенок может замкнуться в себе. Старайтесь быть другом. Даже если работа сделана не идеально, хвалите и еще раз хвалите. Будьте примером и верным помощником.

мать общается с ребенком5. Чаще говорите с ребенком
Найдите обратную связь, выходите на любые диалоги. Это поможет в дальнейшем правильно строить разговор и с посторонними людьми.

6. Будьте в курсе всех школьных событий
Помогайте с домашним заданием, но не в коем случае не делайте все за него. В противном случае, ребенок не научится решать проблемы самостоятельно. Лучше всего объяснять школьные моменты на примерах из жизни. Почаще берите ребенка с собой в супермаркеты или просто на улицу.

учитель занимается с мальчиком7. Развивайте творческий потенциал ребенка
Узнайте, чем интересуется ребенок, на какой кружок он хотел бы пойти. Этот шаг значительно разовьет социальные навыки и добавит уверенности в себе.

8. Советуйтесь с другими родителями
Обмен опытом – важная составляющая образования и воспитания. Вы всегда должны знать, как вести себя в той или иной ситуации.

отец обнимает сына9. Помогите педагогу разработать индивидуальную программу
Всегда поддерживайте связь с учителями. Расскажите об особенностях и потребностях вашего ребенка. Так вы сможете всегда быть начеку и дома, и в школе.
10. Любите своего ребенка, ведь он – ваше самое главное сокровище
Подарите ему любовь и ему станет гораздо легче освоиться в этом мире, он не будет казаться таким злым и несправедливым.

Видео: как выбрать последовательность образования для ребенка с ЗПР

Часто задаваемые вопросы

Каковы этапы специального образования?

На данный момент образование для детей с задержкой психического развития включает в себя следующие этапы:
-Установка специалистом необходимости специального обучения;
-Оценка возможностей ребенка;
-Получение прав на специальное образование;
-Получение прав на дополнительное индивидуальное образование;
-Зачисление ребенка в класс или учреждение;
-Непосредственно предоставление самих услуг;
-Оценка успеваемости и прогресса;
-Пересмотр индивидуальной программы;
-Переоценка возможностей ребенка.

Будет ли мой ребенок помещен в класс со своими сверстниками?

Согласно закону, дети должны учиться только со своими сверстниками. На начальном уровне не должно быть детей старше вашего ребенка более, чем на 3 года.

Что такое план поведения?

План поведения – критерии учащегося, выйдя за рамки которого, весь процесс обучения может быть необратимо нарушен. Для таких учащихся разрабатывается отдельный план, направленный на коррекцию поведения и эмоциональной нестабильности.

Что делать, если я не согласен с программой обучения?

В первую очередь необходимо поговорить с педагогом, чтобы обозначить проблему. Если проблему не удастся решить на месте, вы имеете право обратиться в высшие инстанции, чтобы сменить педагога, класс или школу.

Как часто мой ребенок должен проходить повторное обследование?

Повторная оценка должна проводиться каждые три года. В отдельных случаях назначают более частое обследование, но это бывает крайне редко.

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: