Как научить ребенка говорить: советы и рекомендации для разного возраста

Разговорная речь ребенка активно формируется в период с 8 месяцев до 3 лет. И то, что для одних родителей является естественным процессом, у других вызывает некоторые трудности. Первая мысль – бежать к логопеду, но если копнуть немного глубже, то очевидно, что родители сами не хотят, чтобы их ребенок говорил.

Они готовы разрешать бесконечные мультфильмы, гаджеты и все остальное, только бы ребенок был занят и не мешал. Как результат – задержка речевого развития. Давайте же разбираться, как нужно заниматься с ребенком, какие техники используются для развития речи и что делать, если после усердных занятий результат отсутствует.

Какие факторы влияют на развитие речи?

Многие думают, что формирование речи происходит после 2-3 лет. На самом деле, процесс запускается гораздо раньше, а именно с рождения. Вначале ребенок плачет, выражая свои эмоции и желания, затем гулит и воспроизводит примитивные звуки.

По мере развития головного мозга появляется возможность запоминать часто повторяющиеся слова и осознавать, что они обозначают. Уже к 2-3 годам дети могут формировать относительно длинные и содержательные предложения. Но на практике это не всегда так.

Сейчас кто-то скажет, что все зависит от генетики, мальчики в развитии отстают от девочек, но на самом деле причин отсутствия речи намного больше.

На развитие речи влияют следующие факторы:

  • Осознанность родителей – если близкое окружение не разговаривает с ребенком, не комментирует действия и не занимается, то развитие будет значительно отставать.
  • Отсутствие развития мелкой моторики рук – именно мелкая моторика позволяет развиваться нервной системе и мозгу, ускоряя процесс запуска речи.
  • Отсутствие достаточной двигательной активности – как показывает мировая статистика, дети, которые обладают повышенной активностью в течение дня быстрее познают мир и готовы к запуску речи. Пассивные дети, склонные к созерцанию и нахождению длительное время в манеже, начинают говорить позже.
  • Использование бутылочек и пустышек в качестве утешения – закрытый рот приводит к тому, что язык «ленится» и не выполняет всю ту нагрузку, которую должен выполнять в процессе проговаривания отдельных слов или слогов. Когда ребенок бодрствует, его рот должен быть свободным, чтобы правильно развивались мышцы челюсти и язык. После года от пустышек лучше вовсе отказаться.
  • Наличие фоновых шумов – родителям удобно включить сериал или мультфильмы, чтобы ребенок отвлекся от своих занятий и увлеченно смотрел в голубой экран. Но мало кто задумывается, что в фильмах и даже мультфильмах речь произносится невнятно и быстро, что вызывает у ребенка некоторые недопонимания. Рассчитывать на то, что после мультиков ребенок начнет разговаривать не стоит.

Родители должны понимать, что занятия с ребенком – это та же работа, которая должна выполняться ежедневно. Кто-то старается заниматься с ребенком и всячески его развивать, а кто-то считает это уделом учебных заведений и пускает все на самотек. Отсюда задержки речевого развития, различные дефекты речи и неготовность посещения дошкольных учреждений.

Чтобы этого не произошло, развивать ребенка и его речь, в частности, нужно с самого рождения. Кому-то это покажется смешным, мол, что понимают груднички? На самом же деле раннее развитие уже в ближайшем будущем даст свои плоды, которые станут предметом гордости всей семьи.

Какие есть нормы развития речи и что считать отклонением?

Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален и развивается по своему собственному сценарию, заложенному на генетическом уровне. Родители могут слегка подкорректировать его и простимулировать речевую активность. Для этого есть масса техник и способов. Однако, важно не упустить тот момент, когда появятся первые звоночки возможных патологий, связанных с задержкой речи.

Давайте посмотрим примерную схему развития речи и возможные отклонения:

Возраст

Что умеет ребенок? Признак патологии

0-3 м

Плач выступает основной формой коммуникации. Со второго месяца появляется гуление, которое указывает на развитие головного мозга и речевого аппарата Гуление отсутствует, ребенок редко плачет и заметно отстает в развитии. Не реагирует на звуки

3-6 м

Ребенок обращает внимание на звуки, реагирует на свое имя. Активно произносит различные звуки, идет на контакт и хорошо запоминает новые звуки Отсутствует реакция на звуки и собственное имя. Гуление слабо выражено или отсутствует вовсе. Ребенок не издает никаких звуков, кроме плача и крика

6-9 м

Звуки составляются в первые слоги. Ребенок активно составляет из слогов простые слова, которые может повторять на протяжении дня множество раз

Ребенок малоподвижный, не откликается на звуки и не поворачивает голову в их сторону

9-13 м Ребенок активно использует первые простые слова, понимает их значение и необходимость использования в той или иной ситуации. Хорошо идет на контакт и большинство своих просьб пытается озвучить

Звуки и их составления в слоги отсутствуют. Ребенок большую часть времени молчит

13-18 м Ребенок знает и понимает слова, воспроизводит их и использует их в повседневной жизни. Понимает и может показать части тела, предметы или имитировать голоса животных

Ребенок выражает свои эмоции жестами, отказывается повторять слова и не проявляет интереса к разговорной речи

18-36 м Ребенок активно разговаривает, выражает свои эмоции и может объяснить окружающим свои желания. Появляется осознанность в речи, слова составляются в предложения. Отлично работает память, которая воспроизводит сказки или песни

Речь так и не запустилась, ребенок продолжает изъявлять свои желания с помощью жестов и плача

По статистике, те дети, которые начали разговаривать относительно рано, имеют некоторые речевые проблемы, которые обычно проходят сами по себе к 3-6 годам. «Молчуны», которые начинают разговаривать ближе к 3 годам сталкиваются с логопедическими проблемами крайне редко. Их речь правильная и осознанная.

Родителям бывает крайне сложно определить, где ребенок не хочет или не готов разговаривать, а где имеет место быть патология. В связи с этим, специалисты рекомендуют консультироваться с неврологом каждые 3 месяца для ранней диагностики возможных отклонений.

Запускаем речь ребенка: какие занятия нужны в разном возрасте?

Дети по природе своей любознательны, но не всегда их активность так нравится родителям. Куда более удобно заключить кроху в манеж, ограничив его пространство, и заниматься своими делами. Но не стоит забывать, что формирование речи происходит в головном мозге. Развивая мозг и нервную систему, можно несколько ускорить запуск речи. И этим следует заниматься ежедневно.

Дети до 6 месяцев

Главная задача родителей на данном этапе жизни ребенка заключается в обеспечении возможностей развития мелкой моторики рук. Не менее значимыми остаются разговоры и комментарии действий, а также описание предметов.

Что нужно делать в этом возрасте для запуска речи:

  • Обязательно разговаривать с ребенком, называть его имя.
  • Выполнять массаж и гимнастику.
  • Не ограничивать в движениях.
  • Давать в руки различные предметы, развивая тактильные ощущения (чем их больше, тем лучше для ребенка).
  • Посещать улицу, также комментируя, что есть возле ребенка.
  • Во время кормления рассказывать что-то полезное, просить открывать ротик и давать ложку в руки.
  • Не использовать пустышку в течение бодрствования ребенка.

Дети развиваются во время игры, и это нужно помнить всегда. Разговаривайте, рассказывайте, показывайте и уже через несколько месяцев получите первые результаты.

Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
В таком возрасте дети активно «гулят» и повторяют простые звуки. Вносите разнообразие, удивляйте ребенка, слушайте вместе детские песенки, подкрепляя слова движениями. Это не значит, что нужно все свободное время посветить ребенку. Нет, но нужно выделять не менее часа на занятия.

В этом возрасте пойдут на пользу:

  • Прослушивание детских песенок и их повторение мамой.
  • Разнообразные шумовые игрушки, которые ребенок будет внимательно изучать.
  • Занятия в бассейне, которые не только укрепляют мускулатуру, но активизируют развитие головного мозга.

Важно не молчать возле ребенка, а повторять хотя бы самые элементарные вещи: «Сейчас мы покушаем и пойдем гулять», «Давай посмотрим в окошко», «Давай споем песенку и потанцуем».

Многие родители не понимают важности разговора с ребенком в первые месяцы жизни, но важность на самом деле колоссальная. Возможно, ребенок не понимает вас, но он улавливает звуки, которые в дальнейшем учится понимать и формировать их в слоги, затем в полноценные слова.

Дети от 6 до 12 месяцев

Малыш активно изучает мир, начинает двигаться и интересоваться разнообразными играми. Самое время вводить совместное чтение сказок, просмотр мультфильмов, детские песенки. Родители могут заметить, что ребенок отлично понимает слово «Нет» и «Нельзя», знает свое имя и старается произносить первые осознанные слова.

Что нужно делать в этот период для развития речи:

  • Слушать детские песенки и танцевать. Дети обожают повторять несложные движения и с радостью двигаются в ритм любимой мелодии. Нужно выбрать 2-3 песенки и периодически их слушать. Так ребенок достаточно быстро запомнит текст и будет подпевать.
  • Рисовать и раскрашивать, используя яркие цвета. Мама может объяснять, что изображено на картинке, и какими цветами что нужно раскрашивать. Возможно, вначале будет получаться не так хорошо, но обычно дети любят играть с карандашами и фломастерами.
  • Смотреть короткие мультфильмы, после чего обсуждать сюжет. Мама может задавать наводящие вопросы и помогать ребенку на них отвечать.
  • Читать самые простые сказки с ограниченным количеством героев и примитивным сюжетом. Ребенок может показывать пальчиком на картинки, а мама будет задавать наводящие вопросы. Если у ребенка возникнут трудности с ответом, то мама может подсказывать. Уже через несколько недель ребенок сам осознанно будет называть героев и пытаться воспроизвести их имена.

В год ребенку также важно общаться со сверстниками на площадке. Возможно, никакого конструктивного диалога услышать не получится, однако для полноценного развития ребенка это также важно и необходимо.

Близкое окружение также должно уметь выстраивать некое общение с ребенком в этом возрасте и помогать ему правильно выражать свои желания.

Часто дети в год уже могут говорить самые простые слова, но ленятся это делать. Действительно, можно ведь показать пальцем или покапризничать, чтобы желаемое оказалось в руках. Задача родителей заключается в стимулировании ребенка использовать речь.

Начинать нужно с простого: «Дай», «На», «Иди», «Да», «Нет». Ребенок в год способен попросить нужную игрушку с помощью речи. Не нужно поощрять общение с помощью жестов. Мама должна сказать, что не понимает и попросить сказать. В качестве помощи ребенку можно перечислить названия предметов, из перечня которых ребенок сам выберет нужное и даст понять, что конкретно ему нужно.

В год уже пора отказаться от бутылочек и пустышки, а также контролировать, чтобы ребенок не сосал палец. Все это негативно влияет на развитие ротовой полости и мышечного аппарата, без которого воспроизведение речи будет крайне затруднительным.

Дети от года до 2 лет

Развитие ребенка в этом возрасте стремительно усиливается, его потребности в общении растут. Крайне важно в этот момент времени социализировать малыша, посещать детские площадки и обеспечить ему общение со сверстниками. Малыши крайне быстро улавливают речь, сказанную такими же детьми, как и они сами, тогда как на мамины просьбы повторить что-то могут вообще не реагировать.

Как запустить речь в этом возрасте:

  • Смотрите мультфильмы, после чего задавайте наводящие вопросы или спрашивайте, правильно или нет поступил тот или иной герой.
  • Продолжайте развивать мелкую моторику рук. Для этого можно в одной емкости смешать разной формы макароны и попросить ребенка рассортировать их по баночкам. Также это могут быть крупные бусины или шарики различных цветов.
  • Играйте в кубики, собирая простые слова и картинки. Дети достаточно быстро запоминают порядок букв, формируя причинно-следственные связи.
  • Разговаривайте с ребенком в обыденной жизни, продолжайте комментировать ваши действия, задавайте вопросы по поводу еды и всего что угодно.
  • Приучите ребенка просить что-то с помощью речи – примитивное «Дай» должно к двум годам перерасти в «Дай ложку», «Дай игрушку», «Дай пить». Игнорируйте его жесты и агрессию, которая будет возникать в качестве ответа на ваше бездействие.

  • Читайте вместе любимые книги. После прочтения обязательно задавайте вопросы: «Кто это?», «Что сказал этот герой?», «А что ему ответили?». Дети активно включаются в общение и обсуждение, особенно, если книга объемная и интересная с графической точки зрения.

  • Играйте в игры с карточками, на которых изображены предметы, а ребенок должен назвать их и показать, есть ли у него такое. Дети к двум годам понимают звуки, издаваемые животными, а также знают предметы в доме и свои игрушки. Придумывайте рассказы и сюжеты для игр, вовлекайте ребенка и помогайте ему научиться правильно выражать свои мысли и эмоции.

Специалисты не рекомендуют детям говорить искаженные слова типа «бибика», «ляля», «кися». Естественно, запомнить двусложные слова проще, но уже в дальнейшем ребенок столкнется с трудностью, когда этот же предмет нужно будет называть абсолютно другим словом.

До 2 лет ребенок уже должен знать не менее 15-20 слов и уметь составлять самые простые предложения. В этом периоде также важно следить за его физическим развитием и ни в коем случае не ограничивать двигательную активность.

Дети от 2 до 3 лет

Уровень интеллекта у ребенка этого возраста стремительно растет, он уже имеет общее представление о мире и умеет выстраивать причинно-следственные связи. Словарный запас должен быть более 100 слов, но на практике это не всегда так.

Простимулировать разговорную речь помогут:

  • Занятия с мамой – совместное чтение книг, рассматривание картинок, обсуждение чего-либо или простой разговор. Ребенок должен понимать все просьбы и выполнять их.
  • Личные поручения – с 2 лет можно начинать приучать ребенка к порядку и чистоте, вместе собирая игрушки и расставляя их по местам. Также можно доверить крохе поливать цветы, вытирать пыль, сортировать собственную одежду.
  • Социализация – самое время заводить друзей, с которыми можно и поиграть, и поговорить. Парадоксально, но в процессе игры дети перенимают разговорную речь между собой намного лучше, чем это происходит при общении со взрослыми.
  • Двигательная активность – прогулки на площадках, путешествия, поездки к родственникам, бассейн, спортивные нагрузки и многое другое позволит дать толчок головному мозгу к развитию. Именно новшества вызывают всплеск эмоций, которые помогают ребенку активно развиваться и учиться правильно говорить.
Мнение эксперта
Мартиненко Марина Дмитриевна
Практикующий детский психолог
Ближе к 3 годам можно выявить первые проблемы с речью. Многие из них связаны с незрелостью мышц языка и челюсти, что проходит самостоятельно к 6-7 годам. Картавость и отсутствие выговаривания отдельных букв является поводом для консультации со специалистом.

Если после 3 лет ребенок разговаривает очень плохо или вовсе не разговаривает, то нужно искать причину и устранять ее вместе с докторами. Есть ряд патологий, которые могут тормозить развитие речи и пока они не будут нейтрализованы, речь не восстановится.

Вопросы и ответы

До какого возраста нужно ждать, чтобы ребенок заговорил?

Ждать не нужно, а при плановых визитах к врачам следует рассказывать, если в соответствующий возраст ребенок не стремится разговаривать и испытывает некоторые другие трудности.

Ребенку 3 года, но словарный запас очень маленький. Нужно ли вести к логопеду?

Вначале потребуется консультация невропатолога, после чего будет определена причина задержки речи. Возможно, нет никакой патологии, и ребенок уже в ближайшем будущем начнет разговаривать, формируя длинные предложения.

Моя дочь в год начала активно разговаривать и выражать свои желания. После прививки ее словарный запас значительно сократился, а все желания пытается показывать жестами. Что делать?

Нужно обязательно проконсультироваться со специалистами, так как некоторые вакцины способны воздействовать на нервную систему, давая определенные побочные реакции.

Когда ребенок играет сам, то хорошо разговаривает с игрушками, но с людьми разговаривать отказывается. Как помочь?

Выводите ребенка на диалог, чаще обращайтесь с просьбами и поощряйте за хороший результат.

С какого возраста нужно заниматься с логопедом?

Коррекционные занятия показаны лишь в том случае, если есть соответствующий диагноз. Для начала нужно проконсультироваться с педиатром и невропатологом, которые дадут заключение о необходимости логопедического вмешательства.

Итоги

Подводя итоги, следует сказать, что нет одного конкретного способа быстро сформировать речь у ребенка. Здесь важна и генетика, и внешние факторы, и наличие врожденных заболеваний, и желание окружения заниматься с малышом.

Если ребенок категорически игнорирует речь, то есть смысл сообщить об этом доктору и заняться поиском причины. Возможно, его психика еще не готова взаимодействовать, а может развивается какое-либо заболевание, которое нуждается в лечении и коррекции.

Видео-советы: как научить ребенка говорить

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: