Как развивать ребенка в 3 года: от развития речи до творческих способностей
В 3 года ребенок становится самостоятельнее и интереснее с каждым днем. Он уже уверенно ходит, чаще всего разговаривает, использует все части речи пусть и с ошибками. Родителям приходится перестраиваться и находить правильные варианты развития малыша.
Физическое развитие
Среди игр и упражнений для трехлетки можно выделить следующие:
- прыжки;
- бег, прогулки, хождение по наклонной плоскости;
- плавание;
- катание на велосипеде, самокате, беговеле;
- игры с мячом полезны в любом возрасте: броски, перекатывания по полу, футбол, сбивание предметов (боулинг) и т.д.;
- свободные упражнения на спортивной стенке. Ребенку полезно залезать по лесенке или забираться по канату. Важно следить за безопасностью во время занятий;
- танцы. Можно отдать ребенка в секцию, как раз в 3 года многие из них начинают отбор детей. Однако подойдут домашние танцы, если они доставляют ребенку удовольствие.
Родителям полезно делать по утрам гимнастику с ребенком вместе. Это создает положительный пример и укрепляет распорядок дня.
В 3 года вполне можно определиться с посещением спортивных кружков для детей. Прием в гимнастику, карате, танцы, на плаванье часто начинается именно в этом возрасте. Важно, чтобы ребенок ходил на занятия с удовольствием.
Укрепление мышления, памяти
В игровой форме ребенку 3 лет можно развивать память, мышление и творческие способности.
Для этого используются следующие методы:
- игры в детское лото, домино, матрешки, пазлы, мозаики, пирамидки;
- игры с карточками на понятия «большой-маленький», «съедобное-несъедобное»;
- подбор в подходящий разъем геометрических фигур;
- игры на поиск лишнего предмета в ряду;
- сказки, стихи, прибаутки. В 3 года можно учить с малышом простые стишки;
- рассказы взрослых обо всем, что происходит вокруг;
- рисование, лепка из пластилина и теста, раскрашивание картинок;
- игры с кубиками, конструкторами;
- аппликации.
В этом возрасте пора знакомить ребенка в элементарной форме с буквами и цифрами. Большинство детей не сразу поймет смысл того или иного математического значения, но легко запомнит его.
Развитие речи
Дети в 3 года общаются на разном уровне: кто-то активно говорит и имеет большой словарный запас, кто-то только начинает общаться. Если к 3 годам ребенок не заговорил, пора задуматься об этом и обратиться за консультацией к педиатру, логопеду, дефектологу.
Для развития речи трехлетки подойдут следующие методы:
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- разучивание песенок, пение, отгадывания стихотворных загадок;
- игры с мелкими предметами для развития мелкой моторики. Подойдут крупы, пуговицы, шнурки, бизиборды, крышки и т.д.;
- чтение книг, рассматривание сюжетных картинок с проговариванием. Взрослому нужно описывать все, что происходит на картинке, можно задавать вопросы ребенку по картинке.
Улучшение социальных навыков
Общение для ребенка в 3 года является важным способом взаимодействия.
Для развития самостоятельности и повышения уровня социализации нужно использовать методы:
- поощрение самостоятельности, когда ребенок проявляет инициативу. Если малыш говорит «я сам», не нужно его одергивать и не давать ему что-то сделать. Даже если ребенок делает это медленно, лучше подождать, чем подгонять его;
- просьбы о помощи к ребенку, которые он сможет выполнить в процессе повседневной деятельности. С детства можно показывать, что малыш в состоянии помочь по дому, в уборке и т.д.
- посильные просьбы к ребенку, например, принести что-то, убрать игрушки и т.д.;
- общение с другими детьми на площадке, в саду, на творческих кружках;
- обучение ребенка основам самообслуживания: одеваться и раздеваться, убирать за собой;
- обучение правилам поведения в обществе, за столом и вежливости.
Важно проводить обучение в игровой форме, нельзя давить на ребенка и навязывать ему новые правила.
Кризис трех лет
С таким явлением сталкиваются родители, когда ребенок взрослеет и начинает мысленно отделять себя от взрослых. Он может проявлять недовольство, капризничать, отрицать все просьбы, настаивать на самостоятельном выполнении чего-либо.
Чтобы не усугублять ситуацию и не замедлять развитие ребенка в этот сложный период, необходимо:
- давать малышу выбор в элементарных вещах. Если принять серьезных решений он не может, то вполне справится с выбором, в какую сторону пойти на прогулку, из какой тарелки есть суп и т.д.;
- если запрещать что-то ребенку, то спокойно, четко и без изменения позиции. Как только взрослый идет на поводу, малыш это чувствует и начинает манипулировать;
- не поддаваться панике и не поддерживать истерику, не кричать. Доносить свою позицию спокойно, но уверенно;
- не заставлять ребенка, а сделать так, чтобы он сам выбрал.
Даже с маленьким ребенком нужно уметь договариваться так, чтобы он чувствовал себя личностью, но не управлял ситуацией.
Если не получается справиться с ситуацией самостоятельно, можно обратиться за консультацией к психологу.
Вопросы и ответы
Нужно изменить тактику общения с ребенком, заинтересовать его, договориться. Если подход найти никак не удается, обратиться к психологу за помощью.
Частые ОРВИ в таком возрасте не должны ограничивать развитие ребенка. Если нет температуры, можно гулять, если ребенок чувствует себя хорошо, не следует заставлять его соблюдать постельный режим.
Только часть успеха в творчестве зависит от врожденного таланта, остальное – результат работы и желания. Если ребенку нравится рисовать, родителям стоит всячески способствовать этому: купить краски, мелки, дать возможность самовыражаться.
Все зависит от нацеленности родителей, наличия времени и желания заниматься с малышом. Если родители готовы, они могут проводить занятия самостоятельно.
Все постигается методом проб. Нужно присмотреться к интересам малыша и выбрать то, что вызывает у него интерес. Нужно быть готовым, что он изменит предпочтения, это нормально.