Ребенок все понимает, но не разговаривает. Что делать?
Речь – важный навык, но есть дети, которые начинают разговаривать поздно. Родителям важно исключить задержку психического развития. Чем раньше будет выявлена проблема и начнется коррекция, тем лучше будет результат.
Родителей может настораживать тот факт, что ребенок все понимает, просьбы взрослых выполняет, но при этом отказывается сам говорить, строить фразы. Интеллектуальное развитие в норме, физическое тоже, но речь отсутствует или малыш произносит отдельные слова или слоги.
Расстройство экспрессивной речи – когда есть понимание обращенных к ребенку фраз, но речь отсутствует или развита недостаточно. Тревогу надо бить, если к трем годам малыш так и не начал разговаривать.
Признаки, которые должны насторожить
Следует обратить внимание на следующее:
- Развитие интеллекта соответствует возрастной норме. Малыш понимает, что от него хотят, выполняет просьбы.
- Отсутствуют признаки аутизма, ребенок идет на контакт.
- Не выявлены проблемы со слуховым аппаратом.
- Мимика активная, соответствует ситуации, испытываемым эмоциям.
- Психическое, физическое развитие соответствуют норме.
Как определить, что речь отсутствует:
- присутствуют слоги, звукоподражание, ребенок произносит отдельные слова;
- речи нет вообще;
- ребенку исполнилось 3 года, но он не стремится строить предложения, имеет небольшой словарный запас, произносит только отдельные слова.
Почему ребенок отказывается говорить?
Причин этому явлению может быть несколько. Если интеллектуальное и физическое развитие в норме, то надо определить, почему малыш отказывается разговаривать. Выделяют две группы причин: внутренние и социальные.
- В работе органов артикуляции наблюдаются проблемы. Довольно часто встречающееся явление – короткая уздечка языка. Еще одна причина – не развитые лицевые мышцы.
- Неврология. Поражение зон головного мозга – возникает вследствие трудных родов, гипоксии плода, травм, перенесенных в раннем детстве.
- Наследственность. Если кто-то из родственников заговорил поздно, то есть вероятность, что ребенок повторит это.
Социальные (внешние) причины:
- Минимальное количество общения взрослых с ребенком. Родители считают, что достаточно ухода, а дальше малыш будет развиваться сам. Достаточно часто единственная речь, которую слышит малыш, – это включенный телевизор, музыка. Родители общаются с ребенком по минимуму.
- Отсутствует мотивация для говорения, выражения просьб, эмоций, мыслей при помощи речи. Ребенок окружен чрезмерной заботой, вниманием, все его желания угадываются. Потребности говорить в таком случае у малыша просто нет, взрослые и так его хорошо понимают.
- Дома сложилась неблагоприятная обстановка. Ребенка ругают, игнорируют, применяют физическое насилие, с ним не занимаются.
- Чрезмерная требовательность. Малыш сказал слово – взрослые просят повторить его снова и снова, что вызывает у него внутренний протест.
- Двуязычие. Проблема часто возникает в семьях, где взрослые используют для разговора два языка. Ребенку в этом случае бывает трудно разделить каждый из них. Дети билингвы, как правило, начинают говорить позже сверстников. При этом речь родителей они понимают.
Что делать
Отсутствие речи должно насторожить родителей. Заниматься с ребенком надо начинать как можно раньше. Если есть любые подозрения на задержку развития, надо обращаться к помощи специалистов.
Что делать:
- Посетить врачей: педиатра, невролога. Обратиться к помощи логопеда. Специалисты проведут необходимые обследования, чтобы найти причину, почему речь отсутствует.
- Заниматься дома самостоятельно.
Если малыш не говорит в 1-2 года, то волноваться пока рано. Однако это не значит, что не надо уделять внимание его развитию. Известно, что мальчики, как правило, начинают говорить позже и чаще молчат, чем девочки.
- Развивать мелкую моторику.
- Объяснять названия предметов, действий.
- На прогулке обсуждать с ребенком увиденное.
- Исключить гипероперку – она мешает развиваться не только самостоятельности, но и речи.
- Не давать слишком долго играть с гаджетами, а лучше вообще ограничить их использование.
- Включать классическую музыку – она благоприятно сказывается на способности воспринимать звуки, речь.
- Обращать внимание на словарный запас ребенка – он должен постепенно увеличиваться. Если малыш использует всего несколько слов или звуков, это повод насторожиться.
- Разговаривать с ребенком, как со «взрослым». В речи родителей не должно быть «сюсюканья», лепета, исковерканных слов, уменьшительно-ласкательный слов.
- Чаще разговаривать с малышом, задавать ему вопросы, даже если он не отвечает, предлагать выполнить несложные просьбы, сопровождая речью.
- Чаще читать ребенку книжки, просить повторить, рассказать о том, что видит на картинке.
- Создать благоприятную атмосферу – ребенок не должен видеть конфликтов взрослых, нахождение их в состоянии стресса.
Если отсутствуют физиологические причины, препятствующие развитию речи, то один из способов как можно стимулировать говорение – отдать ребенка в детский сад, где он будет вынужден общаться со сверстниками и другими взрослыми.
В три года ребенок осознает себя как отдельную личность. Он все больше стремится к самостоятельности, и родителям надо поощрять это. Не стоит ругать за неправильно произнесенные слова, надо мягко поправлять и показывать, как правильно.
Частые вопросы
Если вовремя привлечены специалисты, ребенок получил лечение, то прогноз благоприятный. К 6-7 годам большинство детей полностью догоняет своих сверстников.
Такое встречается, поэтому, если не найдены какие-либо нарушения в интеллектуальной сфере, физиологии, то отсутствие речи – не повод для беспокойства.
Каждый этап развития сопровождается освоением определенных навыков. В 1 год появляются первые простые слова. В 2 года – построение коротких фраз, состоящих из 3-4 слов. В 3 года малыш много и достаточно хорошо говорит. В 4 года строит фразы с использованием всех частей речи. В 5 лет речь практически сформированная. В 6 лет – речь хорошо развитая, связная.
Таким образом, главная задача родителей – вовремя выявить причины, почему ребенок не говорит, заниматься его интеллектуальным, физически развитием. Не лишним будет и консультация специалиста.