Ребенок все понимает, но не разговаривает. Что делать?

Речь – важный навык, но есть дети, которые начинают разговаривать поздно. Родителям важно исключить задержку психического развития. Чем раньше будет выявлена проблема и начнется коррекция, тем лучше будет результат.

Родителей может настораживать тот факт, что ребенок все понимает, просьбы взрослых выполняет, но при этом отказывается сам говорить, строить фразы. Интеллектуальное развитие в норме, физическое тоже, но речь отсутствует или малыш произносит отдельные слова или слоги.

Расстройство экспрессивной речи – когда есть понимание обращенных к ребенку фраз, но речь отсутствует или развита недостаточно. Тревогу надо бить, если к трем годам малыш так и не начал разговаривать.

Признаки, которые должны насторожить

Ребенок все понимает, но не разговаривает. Что делать?

Ребенок все понимает, но не разговаривает. Что делать?

Следует обратить внимание на следующее:

  • Развитие интеллекта соответствует возрастной норме. Малыш понимает, что от него хотят, выполняет просьбы.
  • Отсутствуют признаки аутизма, ребенок идет на контакт.
  • Не выявлены проблемы со слуховым аппаратом.
  • Мимика активная, соответствует ситуации, испытываемым эмоциям.
  • Психическое, физическое развитие соответствуют норме.

Как определить, что речь отсутствует:

  • присутствуют слоги, звукоподражание, ребенок произносит отдельные слова;
  • речи нет вообще;
  • ребенку исполнилось 3 года, но он не стремится строить предложения, имеет небольшой словарный запас, произносит только отдельные слова.

Почему ребенок отказывается говорить?

Причин этому явлению может быть несколько. Если интеллектуальное и физическое развитие в норме, то надо определить, почему малыш отказывается разговаривать. Выделяют две группы причин: внутренние и социальные.

Ребенок все понимает, но не разговаривает. Что делать?Внутренние причины:

  • В работе органов артикуляции наблюдаются проблемы. Довольно часто встречающееся явление – короткая уздечка языка. Еще одна причина – не развитые лицевые мышцы.
  • Неврология. Поражение зон головного мозга – возникает вследствие трудных родов, гипоксии плода, травм, перенесенных в раннем детстве.
  • Наследственность. Если кто-то из родственников заговорил поздно, то есть вероятность, что ребенок повторит это.

Социальные (внешние) причины:

  • Минимальное количество общения взрослых с ребенком. Родители считают, что достаточно ухода, а дальше малыш будет развиваться сам. Достаточно часто единственная речь, которую слышит малыш, – это включенный телевизор, музыка. Родители общаются с ребенком по минимуму.
  • Отсутствует мотивация для говорения, выражения просьб, эмоций, мыслей при помощи речи. Ребенок окружен чрезмерной заботой, вниманием, все его желания угадываются. Потребности говорить в таком случае у малыша просто нет, взрослые и так его хорошо понимают.
  • Дома сложилась неблагоприятная обстановка. Ребенка ругают, игнорируют, применяют физическое насилие, с ним не занимаются.
  • Чрезмерная требовательность. Малыш сказал слово – взрослые просят повторить его снова и снова, что вызывает у него внутренний протест.
  • Двуязычие. Проблема часто возникает в семьях, где взрослые используют для разговора два языка. Ребенку в этом случае бывает трудно разделить каждый из них. Дети билингвы, как правило, начинают говорить позже сверстников. При этом речь родителей они понимают.

Что делать

Ребенок все понимает, но не разговаривает. Что делать?

Отсутствие речи должно насторожить родителей. Заниматься с ребенком надо начинать как можно раньше. Если есть любые подозрения на задержку развития, надо обращаться к помощи специалистов.

Что делать:

  • Посетить врачей: педиатра, невролога. Обратиться к помощи логопеда. Специалисты проведут необходимые обследования, чтобы найти причину, почему речь отсутствует.
  • Заниматься дома самостоятельно.

Если малыш не говорит в 1-2 года, то волноваться пока рано. Однако это не значит, что не надо уделять внимание его развитию. Известно, что мальчики, как правило, начинают говорить позже и чаще молчат, чем девочки.

Ребенок все понимает, но не разговаривает. Что делать?Действия родителей:

  • Развивать мелкую моторику.
  • Объяснять названия предметов, действий.
  • На прогулке обсуждать с ребенком увиденное.
  • Исключить гипероперку – она мешает развиваться не только самостоятельности, но и речи.
  • Не давать слишком долго играть с гаджетами, а лучше вообще ограничить их использование.
  • Включать классическую музыку – она благоприятно сказывается на способности воспринимать звуки, речь.
  • Обращать внимание на словарный запас ребенка – он должен постепенно увеличиваться. Если малыш использует всего несколько слов или звуков, это повод насторожиться.
  • Разговаривать с ребенком, как со «взрослым». В речи родителей не должно быть «сюсюканья», лепета, исковерканных слов, уменьшительно-ласкательный слов.
  • Чаще разговаривать с малышом, задавать ему вопросы, даже если он не отвечает, предлагать выполнить несложные просьбы, сопровождая речью.
  • Чаще читать ребенку книжки, просить повторить, рассказать о том, что видит на картинке.
  • Создать благоприятную атмосферу – ребенок не должен видеть конфликтов взрослых, нахождение их в состоянии стресса.

Если отсутствуют физиологические причины, препятствующие развитию речи, то один из способов как можно стимулировать говорение – отдать ребенка в детский сад, где он будет вынужден общаться со сверстниками и другими взрослыми.

В три года ребенок осознает себя как отдельную личность. Он все больше стремится к самостоятельности, и родителям надо поощрять это. Не стоит ругать за неправильно произнесенные слова, надо мягко поправлять и показывать, как правильно.

Частые вопросы

Какое прогноз при отсутствии речи?

Если вовремя привлечены специалисты, ребенок получил лечение, то прогноз благоприятный. К 6-7 годам большинство детей полностью догоняет своих сверстников.

Бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом начинает говорить?

Такое встречается, поэтому, если не найдены какие-либо нарушения в интеллектуальной сфере, физиологии, то отсутствие речи – не повод для беспокойства.

Когда бить тревогу?

Каждый этап развития сопровождается освоением определенных навыков. В 1 год появляются первые простые слова. В 2 года – построение коротких фраз, состоящих из 3-4 слов. В 3 года малыш много и достаточно хорошо говорит. В 4 года строит фразы с использованием всех частей речи. В 5 лет речь практически сформированная. В 6 лет – речь хорошо развитая, связная.

Таким образом, главная задача родителей – вовремя выявить причины, почему ребенок не говорит, заниматься его интеллектуальным, физически развитием. Не лишним будет и консультация специалиста.

Видео-советы: что делать если ребенок всё понимает, но не говорит

Помогла статья? Поставьте оценку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: